Театр - это отражение реальности (прямое интервью)
 

482 развлечения для ума

аматорский информационный портал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Титульная страница Развлечения (Видео, игры, музыка) 482 Развлечения для ума Театр - это отражение реальности (прямое интервью)

Театр - это отражение реальности (прямое интервью)

Печать

Жить — это значит действовать.
Константин Сергеевич Станиславский

Театр  - это отражение реальности

Путешествие в мир театрального костюма
Что происходит в театре, когда зрительный зал пуст?

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
Экскурсоводом, проводником и сталкером по неизведанным, загадочным, таинственным землям театрального закулисья будет Александра Романова - закройщик Московского драматического театра им. К. С. Станиславского (Электротеатр Станиславского).

Здравствуйте, Александра! Расскажите, как вы увлеклись костюмами и театром, ведь мама у вас закончила факультет почвоведения. А папа преподаватель в техническом вузе?
- Здравствуйте! Моя профессия действительно для моей семьи необычна. У меня практически все родственники с техническим образованием. Но, наверное, сказалось папино увлечение живописью – он занимался когда-то в художественной школе.

Так что всякое творчество в моей семье поощрялось. Я и рисовала, и музыкой занималась, и танцами. Не могу сказать, что я мечтала быть художником или портным. Но, как-то решила, что пойду после 9 класса в училище. Кажется, кто-то маме на работе рассказал о ТХТУ (Театральное художественно-техническое училище), я решила пойти посмотреть. И я поняла, что хочу учиться только здесь.

Очень уж меня заворожили витрины с костюмами в холлах и рисунки, на стенах. Сама атмосфера там была пропитана творческой аурой и каким-то волшебством.  Я поступила на костюмное отделение и уже в процессе обучения убедилась, что пришла туда, куда надо, что я на своем месте и занимаюсь тем, что мне по-настоящему близко.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума

- Расскажите, пожалуйста, для широкой аудитории нашего портала историю современного театрального костюма. Откуда прорастают его корни?
- История театрального костюма неразрывно связана с историей театрального искусства в целом. Поэтому она уходит своими корнями в Древнюю Грецию, когда театр только зарождался. И дальше, проходя через разные эпохи и художественные стили, искусство театрального костюма развивало и накапливало постепенно свои принципы и формы. Так что представьте, какой багаж накопился к настоящему времени!

Постепенно вырабатывались разные формы театрального костюма, они все разные, имеют свои нюансы и отличия. Многие вещи стали традиционными и классическими. Костюм для балета – это одно, для оперы или драматической постановки – другое. А для кино – вообще третье. Но объединяет их основное свойство - это вложенная в них идея, художественный образ, который и превращает одежду в костюм.

Это отражение реальности, пропущенное через восприятие и душу художника.  Академический театр подразумевает более традиционную стилистику в костюмах. Максимальную приближенность к исторической действительности. Современный, авангардный театр ищет что-то свое, что-то новое. Там и костюмы другие. Они или напоминают современную повседневную одежду, или могут представлять собой некие абстрактные формы, направленные на то, что бы вызывать определенные эмоции и ощущения у зрителя.

Поэтому говоря о современном театральном костюме, важно понимать, что он очень разнообразен и подчас очень необычен. У него нет единых канонов. Там могут стилизоваться и смешиваться костюмы разных эпох. В нем очень много символики, которая далеко не всегда однозначно может трактоваться.  Вообще мне кажется, что современный театр отличает склонность к эклектике и синтетичности разных видов искусств. Это и на костюме отражается.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
- С чего начинается создание вашего театрального костюма?
- Когда готовы эскизы, физическое создание костюма начинается с чтения эскиза. На этом этапе художник доносит свою художественную концепцию, вдохновляет на воплощение придуманных им образов. Обговаривает с закройщиком (конструктором) особенности деталей формы костюма, его конструктивные особенности, детали отделки. Очень важно, что бы межу ними было некое интуитивное взаимопонимание.

Потому что (даже при наличии не только образного, но и технического эскиза) надо уловить ту особенность формы, которая только намечена в плоском изображении. Нужно понять ее суть. Мне в этом помогает мое художественное образование и навык рисования, тогда легче понять художественную логику изображения. Параллельно  художник решает с технологами какие материалы  всего подойдут для каждого конкретного костюма. Потом создается чертеж и, если форма сложная, то макет будущего костюма.

После того как детали специфицируются на макете, раскраивается основная ткань, производятся примерки. На примерках проверяется посадка костюма на фигуре, уточняется объем, художник смотрит  так ли выглядит отделка, все ли на нужном, выверенном месте. На несложные костюмы обычно приходится 1-2 примерки. Для сложных, составных костюмов с большим количеством элементов примерок может быть и больше. После примерок костюм дошивается окончательно и передается в ведение костюмерного цеха.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
- Что нужно для вас, чтобы театральный костюм получился?
- Вживание в образ и изучение характера персонажа очень важно для художника, который создает эскизы костюмов и вкладывает в них свою мысль. Для закройщика это необходимо в меньшей степени, потому что я работаю уже с готовой идеей, которую мне предоставляет художник. Моя задача воплотить ее в объеме.  Костюм  - это как скульптура, объемное искусство.

Он обладает своей архитектоникой, подчиненной главной своей основе – человеческому телу, его пропорциям. Поэтому для меня важнее всего фигура артиста, его размеры, особенности осанки. Нужно правильно оценить качество применяемых материалов, их структуру и физические свойства. Жесткая ткань или мягкая, тянется или нет, сухая или пластичная – это все влияет на то, как будет выглядеть форма костюма. Получится ли она такой, как задумал художник. Надо понимать какая динамика движения будет в конкретной роли.

Это влияет на наличие конструктивных элементов, обеспечивающих эргономику движений.  Ведь костюм, помимо всего прочего, должен быть еще и удобный. Нужно выбрать правильные технологические методы, что бы потом, в процессе использования костюм не деформировался, не испортился.  Нельзя, например, кроить нестиранную ткань из натурального волокна, потому что она неизбежно даст усадку, и костюм станет узким или коротким.

Надо учесть, что в процессе применения на все эти материалы будет своя нагрузка, они постоянно будут испытывать действие окружающего пространства. Только, если правильно все это рассчитать и соединить, костюм получится.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
- Каков механизм реализации замысла драматурга, режиссера, в костюмном антураже?
- На мой взгляд, не совсем корректно говорить о реализации замысла драматурга в костюме. Все-таки замысел драматурга и режиссера реализует актер своей игрой, пластикой. Костюм выражает концепцию художника, которая, в свою очередь, связана с замыслом режиссера, но сам по себе костюм его не выражает. Самое важное, что бы художник улавливал, что от него хочет режиссер.

В правильном выборе стилистики и проявляется связь костюмов с главной идеей постановки. К примеру, если речь идет о современном балете со своей сложной пластикой, то от классических пачек придется отказаться. Вспоминается на эту тему один курьез, произошедший с моим коллегой. Он делал пачку Белого лебедя для одной балерины. Это совершенно конкретно определенный классический костюм.

Различия могут быть только в рисунке декора на верхней покрышке и лифе.  Но танцовщица выразила свое недовольство в связи с тем, что как ей показалось, в пачке не раскрыт образ лебедя. На что мой коллега заметил, что образ лебедя раскрывает танец, но если ей хочется большей достоверности, то он может пришить к ее пачке красные лапки и клювик.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
- Имеет ли значение при создании костюма каков герой - положительный или отрицательный?
- Для разработки образа, конечно же, имеет. Художник придумывает каким образом, каким именно художественным приемом это подчеркнуть. Это могут быть более резкие или наоборот более мягкие линии. Или это может подчеркиваться через цветовые сочетания, более контрастные и тревожные или сближенные, мягкие.  Но для качественного изготовления костюма это роли не играет.

Ведь нельзя же сказать, что я буду делать костюм плохо, если он предназначен для негодяя. И потом негодяи тоже бывают такие щеголи и красавчики, что все должно быть с "иголочки". А положительный герой при этом может быть в рубище.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
- Какова степень учета индивидуальности актера при создании костюма?
- Индивидуальность актера очень важна, она максимально учитывается уже на этапе создания эскиза, когда художник понимает и видит, кто будет в какой роли на сцене. Учитывается фактура, особенности осанки, крупный человек или мелкий. Ведь то, что красиво смотрится на одном человеке, совсем может не подойти другому. В рамках одной художественной концепции возможны тысячи разных форм.

Надо выбрать именно ту, которая наиболее выигрышно свяжет живого человека, актера, с образом, который ему предстоит раскрывать. Бывает даже, что эскизы приходится немного изменять, если вдруг меняются актеры. Актеру даже сложный, непривычный , а иногда и неудобный для носки костюм, должен помогать входить в образ. Костюм, иной раз даже расширяет игровое пространство, обогащает его дополнительными движениями или позами. Костюм должно хотеться "обыграть".

Ну а для изготовления, для пошива костюма, индивидуальность  – это самое главное. «Главное, что бы костюмчик сидел».

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
-  Возможно ли обеспечение успеха постановки за счет работы художника по костюмам?
- Конечно, костюмы играют очень большую роль для спектакле. Но я не думаю, что только за их счет можно получить большой успех. Спектакль - это все-таки не музей и не выставка. Самое главное – действие. Известны случаи, когда снимают с репертуара постановки, потому что "не дотягивает" режиссура или игра так себе, и зрители перестают ходить на спектакль.

А костюмы, при этом могут быть шикарными. И наоборот бывает, когда годами идут очень интересные спектакли, даже если костюмы там не очень удачные. Все должно быть на высшем уровне: и режиссура, и костюмы, и декорации, и актеры. Тогда успех обеспечен.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
- «Подсматриваете» ли вы костюмы, идеи костюмов у других мастеров?
- Ну, что значит подсматриваете? Если подразумевается копирование исподтишка  какое-то, то нет. Это не этично, да и не интересно. Исключая случаи, когда по необходимости делаются копии костюмов. А если в других случаях, мы можем обмениваться опытом со своими коллегами, делиться интересными находками, вдохновляться чьими-то идеями.

Ведь вдохновившая на что-то идея пропускается через внутреннее восприятие другого человека, изменяется и становится другой. Она несет в себе что-то отличное, совсем иную окраску. Так она может переходить и трансформироваться многократно.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума

- Дорабатываете ли вы идеи костюмного оформления во время театральных постановок?

- Изредка такое бывает, особенно, когда нестандартные костюмы какие-то, но в основном нет. Все уже выверено и проверено в ходе многократных репетиций. Последние штрихи наносятся, когда  окончательные прогоны делаются уже в костюмах, со светом и декорациями, когда художник и режиссер видят все картину в целом, когда актеры начинают вживаться в свои костюмы, привыкать к ним. Ведь иногда костюм может иметь громоздкую форму, или быть тяжелым и непривычным, и актеру нужно научиться работать в нем заранее.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
- Как передается опыт в вашей профессии. Какие сейчас с этим сложности?
- Помимо специальных ВУЗов и техникумов опыт постоянно передается напрямую в театре. Из рук в руки, так сказать. Ведь практический опыт очень важен. Это те кирпичики, которые кладутся на фундамент знаний. К сожалению, сейчас не так много молодежи я вижу, кто горит желанием осваивать портновское дело.

В таких случаях, когда молодые специалисты не приходят, профессиональная преемственность, к сожалению, нарушается. Я постоянно учусь, осваивая новые стороны своей профессии. Мне повезло, я встречала много людей, готовых учить и делиться опытом. Так, к сожалению, не всегда бывает. Не все хотят тратить дополнительное время на раскрытие своих секретов.

- У вас есть кумиры, у которых вы учитесь?
- Наверное каждый раз, когда сталкиваешься с мастером высокого уровня, он на какое-то время становится кумиром. И ты учишься у него, перенимаешь навыки, знания. Очень здорово, когда чей-то опыт и высокий уровень вдохновляют на рост в дальнейшем. Я очень люблю изучать в альбомах и каталогах (а при возможности вживую) шедевры театрального костюма или подлинных исторических вещей.

Но далеко не всегда известно, кто шил эти прекрасные вещи. Поэтому часто мои кумиры остаются безымянными.
театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума
- За последние полвека изменились ли качественно технологии изготовления театрального костюма?
- Если мы говорим о классическом костюме, то практически не изменились. Появились, конечно, новые материалы и фактура, разные новые отделочные материалы и фурнитура, которых не было раньше, но традиционные формы шьются по всем своим канонам и правилам.  В авангардном театре, который постоянно находится в поиске новых идей и конструкций, там другая история.

Там могут такие технологии применяться, на которые только хватит полета фантазии. Все, что нового появляется, оно и в театр, и в кино проникает. Конечно, лет 50 назад и из латекса костюмы не делали, например, и печать на ткань такую, как сейчас, не наносили. Так что с этой точки зрения технологии изменились.  Часто нам приходится иметь дело с материалами, которые изначально и для шитья-то не предназначены.

Недавно пришлось костюмы делать из зеркального винила и наждачной бумаги.

- Насколько для актера и режиссера важен театральный костюм, обычно они требовательны?

- Для режиссера, конечно очень важен. Ведь визуальный образ помогает раскрытию его замысла. Очень важно, что бы его замысел понимал художник, что бы общая волна была. Тогда костюмы делать легче, нет переделок и изменений. Режиссер не вмешивается в этот процесс, решая все свои задачи через художника. Собственно, идея режиссера – это ключевой момент, которому все подчиняется. И художник по костюмам, и актеры.

Иногда бывает, что по каким-либо причинам, актеру может не понравится предложенный костюм. Но приходится подчиняться воли режиссера и художника. Все пожелания к изменениям могут решаться только с художником. Сказывается иногда и человеческий фактор. Актеры и капризничают иногда.

Однажды было, что один актер хотел написать жалобу в министерство культуры, когда ему забыли сделать внутренний карман пиджака.

театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, художник, актер идея, 482 развлечения для ума

- Где вы берете аксессуары для театральных костюмов?
- Все что можно найти в магазинах, покупается. Если вдруг попадается что-то такое, чего в продаже не бывает, то это делается на заказ. Обувь часто шьется. Всякие украшения тоже делаются дополнительно. Многие вещи для реквизита изготавливаются бутафорами.  Иногда удается купить что-то подобное по форме и потом доработать художественно: как-то расписать или нанести аппликацию.

Тут уже задача технологов подобрать необходимую методику для изготовления. Видели ли вы бусы из металлических мочалок? А у нас и не такое бывает. Вообще театральные мастера из непонятного набора вещей могут шедевр сотворить.

- Какими талантами должен обладать мастер театрального костюма?
- Прежде всего терпением и усидчивостью. Нужно иметь развитый художественный вкус и знание истории искусства и костюма, пространственное воображение и фантазию, развитый глазомер, навыки черчения и рисования, портновские навыки и технологические знания. Уметь работать с формами и объемами в макетах и наколках.

482 развлечения для ума, театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, актер идея, художник
- Испытываете ли вы удовлетворение от своей деятельности как художник?
- Да, в той степени, в какой я считаю себя художником. Мне не так часто приходится полностью создавать костюм, начиная от эскиза. Или заниматься какой-нибудь росписью.

Но этот небольшой объем полностью меня удовлетворяет. Если он увеличивается, мне уже это трудно дается. Идей не хватает.

- Ваша профессия дает вам возможность личностно эстетически реализовывается на разных этапах творческой деятельности?
- Безусловно, да. Начиная с момента, когда я получаю эскиз, я творю постоянно. От меня зависит физическая, так сказать красота будущего костюма. Получится ли он эстетически красивым настолько, насколько это запланировал художник. Это уже мое детище, и я наслаждаюсь процессом его создания. Особенно, когда уже все готово, и я могу подняться в зрительный зал и увидеть, наконец, все в целом.

Когда костюмы, которые я создавала, обретают свою душу  на сцене, когда реализуется их сущность, для которой они были созданы.

482 развлечения для ума, театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, актер идея, художник

- Ваш самый любимый спектакль?

- Я не могу назвать какой-нибудь один спектакль. Одно и то же театральное действие, как и хорошая книга или фильм, могут в разные моменты жизни и настроения восприниматься по-разному. То больше нравится одно, то - другое. То вдруг надоест, а потом еще раз посмотришь и найдешь для себя совершенно неожиданные моменты; а казалось, что все уже известно.

Назову для примера из современных мне московских постановок такие, как «"Юнона" и "Авось"», «Безумный день или женитьба Фигаро» в Ленкоме; «Трехгрошовая опера» в театре Сатиры; «Снегурочка», «Лебединое озеро» в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича – Данченко; «Сирано де Бержерак» в театре им. Моссовета.

Вообще люблю классические постановки репертуарных театров. Люблю смотреть записи спектаклей наших театров, таких как Малый, Ленком, Современник, БДТ. Да невозможно даже все перечислить!

- Какую постановку из мирового театра вы считаете самой грандиозной в плане костюмов?

- Сложно сказать, ведь для этого надо видеть все. А у меня нет такой возможности. Но, погружаясь в историю, я бы назвала самой грандиозной постановкой «Русские сезоны» Дягилева. Потому что, то, что создали художники из «Мира искусства», особенно Бенуа и Бакст, - это шедевры. Они подняли театральный костюм на высочайший уровень художественного искусства, изменили отношение и степень эстетического восприятия театрального костюма. И это было грандиозно.
482 развлечения для ума, театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, актер идея, художник
- О чем может или должен рассказать театральный костюм?
-Театральный костюм очень многолик. Он может быть и просто покровом для тела без каких-либо декоративных элементов, концентрируя все внимание на пластике тела актера.  А может рассказать сразу очень многое,  о месте и времени действия. Может раскрыть черты характера героя, его достаток, социальный статус, род занятий.

Ведь, как и в жизни, один человек будет носить определенные вещи, которые никогда не оденет другой.  Разный вкус, различные привычки человека влияют на его выбор костюма. Обо всем этом может повествовать сценический костюм.

- Насколько важна в костюме достоверность эпохи и места действия в произведении?
- Это очень важно. Соответствие костюма эпохе действия позволяет создать законченную картину. Мы, как зрители, погружаемся во время и начинаем верить в то, что видим. А когда мы верим, мы глубже переживаем происходящее и сопереживаем героям. Мы испытываем настоящие эмоции. В итоге впечатление от увиденного становится более глубоким. Особенно это важно для исторических картин.

Но даже тогда, когда нет необходимости точно реконструировать костюм, используются приемы стилизации, или когда действие происходит в выдуманном мире, то все равно применение определенных элементов позволяет нам уловить на какую эпоху или стиль идет намек, и настроиться на нужное восприятие.

482 развлечения для ума, театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, актер идея, художник
- Что самое сложное реализовывать в театральном костюме?
- Самое сложное - совместить все вместе, о чем говорилось выше. Соединить в нужных пропорциях, уловить суть идеи и вложить ее в мертвые пока материалы.

Заставить их дышать и жить своей жизнью. Ведь если этого не получится, то никого не впечатлит результат твоей работы. Не будет действия, в которое захочется поверить.

- Вы согласны, что «Красота спасет мир»?
- В дословном понимании я с этим не согласна. Ведь внешняя красота еще не говорит о чистом, добром внутреннем содержании. Очень много красивых вещей и людей не только никого не спасают, а наоборот разрушают и уничтожают. Поэтому я с этим согласна, только если подразумевать под красотой трактовку Достоевского,  говорить о внутренней душевной красоте человека.

Об образе «положительно красивого человека». Если говорить о доброте и сострадании, о чистоте и любви. Такая красота действительно мир спасет. А в сочетании с внешней эстетической красотой сделает его по- настоящему прекрасным.

482 развлечения для ума, театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, актер идея, художник
- Что для вас красота в театральном костюме?
- Для меня это соединение выразительности формы и линий с цветовой гармонией. То, что сразу впечатляет и задает тон, когда занавес раздвигается, и на сцене появляются актеры.

- Костюмы какому персонажу или спектаклю вы мечтаете создать?
- Хотелось бы поработать с какой-нибудь красивой сказкой. Такая, как «Синяя птица», например. Вообще хочется сказки с красивыми и сложными костюмами. Еще мне нравится шекспировское время. Я бы хотела создать костюмы для «Гамлета».

- Какие перспективы развития вашей профессии?

- Я думаю, что будет очень интересно в моей профессии. Постоянный поиск в театре все время обогащает наше творчество новыми сложными задачами. Требует развития технологий, новых решений.

Я думаю, что сейчас театр – это довольно динамичное пространство. И эта динамика увлечет и современную молодежь не только в актерскую профессию, но и к нам в пошивочные мастерские. К сожалению, финансовая сторона не последняя, в театральном вопросе. Когда возникает необходимость затянуть пояса, на театры денег выделяют меньше.

Но, хочется верить, что все-таки мы выстоим. И такое прекрасное искусство, как театр и дальше будет по-хорошему будоражить людей. Поддерживать их в трудную минуту и дарить еще больше радости в счастливые дни.

482 развлечения для ума, театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, актер идея, художник

- Что бы вы посоветовали молодым людям, которые захотели связать свою жизнь с созданием театральных костюмов?
- Театральный костюм сложный и интересный мир. Он требует много знаний и навыков.  Поэтому я бы посоветовала не бояться нового, не бояться учиться, не бояться трудностей и ошибок. И будет интересно, будет удовольствие от работы и удовлетворение результатом.

Театр  - это ведь отражение реальности, а костюм - часть театра. Поэтому все описанные принципы создания театрального костюма верны и для создания повседневных нарядов, и других видов костюма и одежды. Просто, в отличии от театра, здесь они снивелированы и кажется, на первый взгляд, что их нет. А может, что и реальность отражает театр? Ведь театр, как известно, - весь мир...
- Спасибо!

482 развлечения для ума, театр, интервью, Александра Романова, театральный костюм, актер идея, художник

Александра Романова : facebook Вконтакте

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя.
Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены,
то есть чувства и мысли артистов и зрителей.

Константин Сергеевич Станиславский

Comments:

 

bengal cat


Поделиться

Спасибо за поддержку и помощь в распространении материалов!

Авторизация

Мы рады Вас видеть на нашем сайте

До новых встреч!

Может быть интересным:


Яндекс.Метрика
orjinal elektronik sigara joyetech evic vt joyetech dunyasi