2.4. Система философских и художественных координат образа жизни (монография)
 

482 развлечения для ума

аматорский информационный портал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Титульная страница Интересные факты ( музеи и зоопарки мира, путешествия, прошлое, настоящее, будущее) Философия 2.4. Система философских и художественных координат образа жизни (монография)

2.4. Система философских и художественных координат образа жизни (монография)

Печать

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

- анекдот про черепашку вместо эпиграфа:

- Ты кто?
- Нинзя.
- А че такой медленный?
- Черепашка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культуросозидающая сущность философского образа жизни

(монография)

Глава 2

2.4. Система философских и художественных координат образа жизни

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В


Осуществляемый нами анализ философского и художественного  образа жизни даст возможность глубже охарактеризовать особенности первого,

уяснить своеобразие, уточнить свойства, конкретизировать структурные элементы, постичь его сущность.


Художественный и философский образ жизни являются способами организации жизнедеятельности служителей искусства, философов, мыслителей и содействуют наиболее полному выражению их творческого потенциала.  И философская, и эстетическая формы общественного сознания удовлетворяют потребности общества в познании и освоении действительности, но разными средствами.  Эстетическая форма общественного сознания стремится к отражению и преобразованию мира на основе представления о прекрасном и красоте, всемерному искоренению уродливого и безобразного.  Воздействие искусства на жизнь социума чрезвычайно велико и многообразно.  Идеи гармоничности мира, необходимость пластичности его процессов на всех исторических этапах воспринимались прогрессивной общественностью как актуальные для совершенствования  сфер жизни.

 

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Список литературы

 

Философское сознание направлено на постижение законов мира, проникновение в сущность происходящих процессов, содействие адаптации человечества в постоянно и  стремительно изменяющихся ритмах времени. 
Решение столь сложных задач, стоящих перед деятелями философской и эстетических сфер, требует от них пожизненной подчиненности таланту, мужества в отстаивании идей добра, благородства в формировании стратегии победы, превращении этих задач в цель и смысл жизни.
Подобные ориентации и их воплощение в образе жизни мыслителей, деятелей искусства изумляли и шокировали обывателей, создавали непреодолимую полосу отчуждения между ними.  И у художников, и у профессиональных философов в организации образа жизни много общего.  Чаще всего им был присущ трудоголизм.  Работали, невзирая на неудобства, болезни, лишения и горести по 16–20 часов в сутки.  Удивительный труженик Ван-Гог стоял у мольберта до изнеможения.  Нищенствуя, подорвал свое здоровье и заполучил сумасшествие, закончив свои дни в доме умалишенных. 
Микеланджело в своей неистовой преданности искусству забывал о еде или питался хлебом и дешевым вином.  Расписывая Сикстинскую Капеллу, не спускался с подвешенной под потолком люльки по шестнадцать часов.  Болели и опухали ноги, не разгибалась шея из-за остеохондроза позвонков и зоба.  Размах работы был колоссальным: 600 квадратных метров площади потолка, кроме того, необходимо было расписать арки, распалубки под окнами.  Невыплата денег папой, преследование и диктат Ватикана по поводу трактовки образов, угрозы католической власти уничтожить фрески делали жизнь невыносимой. Когда папа Римский Павел III в очередной раз высказал грозное настояние «прикрыть» обнаженные тела во фреске «Страшный суд» на алтарной стене, титан кисти не выдержал и передал, что пусть папа приведет мир в пристойный вид, а изменить картину можно и за пять минут. «Одевал» нагие фигуры грешников, вопреки замыслу автора, художник Д. да Вольтера уже по воле нового папы Павла IV. На всю жизнь драпировщик получил презрение и нелицеприятное прозвище «брачетоне», что означает «оштаненный», «исподнишник».
Подобный темп, характер и стиль жизни были присущи и другим творцам искусства.  Л. Толстой семь раз переписывал роман «Война и мир»,  с таким же напряжением работал и над другими своими произведениями.  Пикассо писал одну картину в день.  Д. Лондон спал пять часов в сутки, все остальное время отдавая творчеству.

Из-за длительного творческого переутомления Б. Кустодиев перенес тяжелый инсульт.  Опухоль спинного мозга вызвала паралич.  Операции могли облегчить ситуацию, но не изменить качественно состояние здоровья.  А ведь ему еще не было и сорока лет.  Родственники, зная, что без занятия живописью он не сможет жить, приняли решение операционно устранить паралич рук ценой пожизненного паралича нижней части тела.  После хирургического вмешательства маэстро продолжал живописать, будучи подвешенным к потолку на качелях.  Искусствоведы утверждают, что это единственный случай, когда обреченный на неподвижность и медленную смерть молодой художник создавал праздничные и радостные живописные полотна,  до конца дней своих  не изменяя ярким цветам палитры, не делая тона глуше, изображая пышущих здоровьем и красотой купчих, веселые ярмарки, оживленные Масленицы.

Очень работоспособным был Вольтер.  Ницше никогда не читал газет, чтобы не тратить время на обдумывание жизненной суеты, обывательских ситуаций, чтобы не лишать себя постоянной сосредоточенности на философских проблемах, концентрации внимания в работе над текстами, теоретической безупречности.
И философы, и мастера искусства были верны своему таланту, высоко ценили креативное состояние, всемерно стремились организовать жизнь так, чтобы она длилась как можно дольше и была особенно продуктивной.  Они не позволяли себе ни на что другое  отвлекаться, занимаясь творчеством. Употребляя терминологию музыкантов, всеми силами способствовали состоянию высокого «до».  Творческая эффективность создателями нового ценится больше всего.  О преданности ей говорит И. Бунин: «…Творческий человек сам прежде всего живет для своего творчества, и ему нужно устроить жизнь так, чтобы она была приноровлена к его работе…   Трудно и не сразу отдаешь себе отчет…  почему та или иная обстановка необходимы, чтобы писатель, художник, композитор, ученый – мог творить…» [27, с. 316 – 317].
Сложности постижения процессов жизни требовали колоссальных усилий, сосредоточенности на своих особенностях мировосприятия и у служителей муз, и у философов [134].  В трактовке миробытия у них была своя специфичность.  Мастер в силу необычно развитой художественной интуиции и обостренности ощущений быстрее «схватывает» грядущие изменения, «витающие» в воздухе пертурбации, что и воплощает в своих произведениях.   Так, К. Петров-Водкин в своей картине «Красный Конь» передал тревожное предчувствие будущих трагических перемен накануне Первой мировой войны.  Картина написана в 1912 году, когда в Европе заканчивались интенсивные приготовления к грабительскому переделу мира.  Горделивой фигурой скакуна, как у Георгия Победоносца, живописец стремился выразить убежденность в мужестве и победах своего народа, призывал чувствовать себя ловким и уверенным седоком величественного коня.
Прозорлив и великий Ф. Гойя в своей серии «Капричос» (в переводе – «новые мысли», «новые идеи»), сопоставляющий безобразное и прекрасное, дьявольщину и обыденность.  За это его сначала преследовала инквизиция, позже офорты запрещала цензура.  Стремление увековечить мучеников остракизма, ученых, воспеть героизм борющегося народа постепенно укрепило его веру в освобождение Испании.
В 1917 году интуитивно ощущая грядущее обострение общественных противоречий, М. Нестеров очень быстро написал большую картину «Философы».  Изобразив П. Флоренского и С. Булгакова, сделал акцент на необходимости философского осмысления приближающихся потрясений.  Продолжением линии, намеченной в «Философах», явилось его полотно «Мыслитель» (1921–1922).  На фоне серого неба, тревожного тона пейзажа, мутных вод медленной реки передается ощущение озабоченности.  Художником изображена фигура глубоко погруженного в свои мысли человека.  Автор стремится показать значительность напряженной мысли, силящейся разобраться в сложнейших социальных процессах.  Для него в перипетиях истории важно не бездумно подчиняться их ходу, а глубоко вникать в происходящее, определять свою роль в бурном потоке времени и событий. 
Философы с их обостренным восприятием действительности, трепетным интересом к жизни, концентрированным вниманием к противоречиям объективного мира, причинно-следственным зависимостям, стремлением постичь сущность происходящего и свои возможности в определении тенденций развития бытия чаще проявляют чутье применительно к  большим, глобальным масштабам.   
Так, на основе умозрительных операций сформулировал гипотезу атомарного строения веществ Демокрит, а доказательность ее обеспечил через двадцать пять веков Резерфорд, превратив в научную теорию. Гераклит раскрыл принцип существования и развития звезд, исходя из процессов их возгорания и затухания. Кант вывел закономерности приливов и отливов.
В целом, механизм творческого постижения того или иного явления общий для служителей Мельпомены и философов [155].  Это культура видения (развитый комплекс ощущений, способность удивляться, глубокое чувствование значимости происходящего);  период длительного обдумывания, постижение характера анализируемого предмета;  обретение формы отражения (живопись, скульптура, музыка, философское эссе, монография и тому подобное).  А. Чехов говорил о схожести интеллектуальных процессов, утверждая, что чутье художника состоит иногда из мозгов ученого, что то и другое имеют одни цели, одну природу.  Великий писатель выражал уверенность, что в будущем они, воссоединившись, составят гигантскую мощь человеческого существа.
Решение творческих задач требует и от людей искусства, и от философов постоянно быть в интеллектуальном тонусе.  Актер длительное время стремится пребывать в изображаемом образе, постепенно накапливая необходимые средства выражения.  Философ повсеместно погружен в тему, находится в стадии анализа проблемы, углубления своего понимания предмета изучения и поиска решений.  Постепенно вырабатывается индивидуальный аппарат закрепления достигнутого у каждого: язык, система логических приемов, техника рисунка, продуктивное оперирование категориальным аппаратом.  Он соотносится с целями, структурой мировоззрения творца, с общей философской или эстетической ситуацией, духом времени.  Для наиболее полного удовлетворения в креативе и исчерпывающего самовыражения создатель нового отдается поиску целиком.  В данном процессе выявляются свойства интеллекта (напомним, что интеллект ― в переводе с латыни ― «мыслительная способность человека») [222, с. 264] ― возможность оптимизировать структурные компоненты сознания, преодолевать однозначность позиций в решении сложных задач.   В нашем понимании ― это успешное владение способами активизации психики.  Например, один творец стремительно реализовывает особенности своего сознания, его мгновенно озаряют идеи, другой ― часто застревает на каких-то этапах, длительно обдумывая ранее не ведомые ему импульсы, третий  постоянно работает в замедленном темпе, многократно осуществляя повторы пройденных этапов, акцентируя внимание на влиянии других сфер и так далее. Так, Л. да Винчи сорок лет писал «Монну Лизу» и оставил ее незаконченной.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

При этом необходимо учитывать и психологические типы созидателей: медлительный или быстрый экстраверт, медлительный или быстрый интроверт. Микеланджело относился к медлительным экстравертам, стремящимся к монументальным формам, чаще всего отличающимся драматизмом трактовки. С. Боттичелли, как   быстрый экстраверт, в течение всей жизни поклонялся изображению чувственной красоты. Здесь проявляются индивидуальность предпочтений,  особая острота восприятия пластики и оригинальное чувствование задач времени.
Необходимо отметить, что художник в большей мере пользуется конкретным мышлением, а философ ― абстрактным, где чаще господствует некоторая отстраненность от непосредственных проявлений объекта. Можно предположить, что деятели искусства поэтому более активно включены в реальную жизнь, чаще и ярче демонстрируют свои гражданские позиции, быстрее откликаются на изменения действительности и открытия науки. Так, в период первой НТР в физике были открыты новые свойства света, на что вскоре отреагировала живопись возникновением новшеств импрессионизма. Непривычная игра светотеней в картинах импрессионистов, которые стремились донести  ощущение момента, трепетание живых форм природы, ее сиюминутные красочные проявления будоражили умы, вызывали яростные споры, неприятие позиций художников, отторжение «диковинной» специфики эффектной манеры письма.
Вспомним картину Пикассо «Герника», написанную в годы гражданской войны в Испании, как протест против агрессии, жестокости и ужаса бойни. Во время оккупации Франции фашистский офицер спросил художника: «Это Вы сделали?», Пикассо ему гордо ответил: «Нет, это сделали вы». После Второй мировой войны многие увидели в изображенном лике поля брани предвосхищение ужасов фашизма, предостережение необъятности его хищничества.
Социальная активность многих художников часто выражалась в неравнодушии к бедам других, заботе об их здоровье и благополучии. В художественной среде Петербурга был известен своей материальной помощью нуждающимся студентам Академии художеств и благотворительностью А. Куинджи. В конце жизни в завещании   значительную часть своих денег он оставил Обществу художников. И. Айвазовский выделял ощутимую долю собственных средств на меценатство и благотворительность, бесплатно обучал некоторых учеников.
В большей мере по сравнению с философами Запада проявляли социальную активность восточные философы, стремясь действенно повлиять на характер политической системы, облагородить помыслы и действия императоров (Шан Ян, Хань Фэй, Чжу Си, Конфуций, Сюнь-цзы и другие). К сожалению, чаще всего это очень печально сказывалось на их судьбе. 
И для эстетической, и для философской форм общественного сознания характерным является опережение запросов своего времени, когда общество еще не готово к восприятию  принципиально новых философских идей, произведений искусства, непривычной трактовки устоявшегося. А затем через многие годы, а то и столетия происходит «второе рождение» шедевров. Например, лишь XX век по-настоящему постиг образы Эль Греко, открыл для себя Иеронима Босха, преодолел непризнание позднего Рембрандта, импрессионистов, оригинальность техники и образов Ван Гога. Неприятие идей Ибн-Хальдуна, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и других мыслителей при жизни лишило их славы.
Преобладающим в творчестве профессиональных философов, мыслителей, мастеров искусств является опосредованное общение как с гениями прошлого, так и с современниками ― зрителями, читателями, любителями живописи, поклонниками музыки. Служители муз в большей мере преодолевают его ограниченность, участвуя в выставках, встречах с читателями, творческих вечерах, фестивалях, где непосредственное общение восполняет недостаток  требуемой ответной реакции. В процессе непосредственных контактов узнается: как оцениваются произведения, принимаются или отторгаются манифестируемые идеи, находит ли отклик в сердцах людей жизненная позиция автора.
Биографические сведения о выдающихся мастерах свидетельствуют, что большинство из них жило очень скромно. Они постоянно уменьшали свои потребности до минимума. Часто совсем не заботились об одежде, не тратили время на комфортабельное бытовое устройство. Крайне просто жил А. Куинджи, хотя денежно помогал бедным. После его смерти скудная опись мебели выразительно продемонстрировала его неприхотливость в быту. Нуждались в деньгах на проведение научных работ З. Фрейд и К. Юнг. В конце жизни испытывал жесточайшую нужду Д. Дидро. Были равнодушны к материальным ценностям Э. Фромм, П. Федотов, В. Перов, К. Циолковский, К. Паустовский, М. Пришвин и другие.
У многих скромный быт сопровождался одиночеством и даже отшельничеством. Занятия философией, постоянная потребность «находиться в проблеме» обрекали на подобный образ жизни  П. Чаадаева, И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Л. Бетховена, Гераклита, Эпикура, С. Моэма [183, с. 157]. Это очень угнетало Д. Юма: «Прежде всего меня приводит в ужас и смущение то безнадежное одиночество, на которое обрекает меня моя философская система» [240, с. 319]. В то время как восточная буддистская философия ориентирована на необходимость уединения, убеждая, что без него невозможно никакое совершенствование. Например, это проявляется в медитации [297, р. 34; 288]. Но были и такие, кто крайне уставал от жизненной суеты, многочисленных обязанностей и мечтал о длительном одиночестве, ― в частности, художник М. Нестеров. Но желаемое им, к сожалению, не реализовалось  до конца его дней.
Не менее насыщенными были жизнь и творчество Н. Римского-Корсакова (1844 – 1908). Интенсивное композиторское творчество (его 15 опер и многочисленные симфонии (некоторые симфонические циклы) до сих пор составляют крупную часть мирового репертуара), а также дирижерская, редакторская деятельность, инструментальные новации составили музыкальную славу на века. Плодотворным образом он проявил себя и в преподавании, создав композиторскую школу, воспитал более 200 композиторов, в том числе и мирового класса. Но при этом был морским офицером, участвовавшим в многолетних плаваньях на клипере "Алмаз".  Постоянная погруженность в музыкальное творчество, профессиональные занятия наукой требовали четкой организации образа жизни. Перенапряжение от обилия дел сказывалось на общении и  его здоровье. Уже в пожилом возрасте он был крайне рассеян, забывчив, часто попадал впросак. Удивительно, что при этом  еще и не отгораживался от общественных перипетий. Посчитал для себя обязательной поддержку бастующих студентов в 1905 году, осудил действия руководства Петербуржской консерватории, направленные против «вольнодумства» учащихся, за что был уволен из числа преподавателей, долгое время подвергаясь опале.
Несмотря на все трудности, сложные жизненные коллизии (запреты на свободомыслие, диктат власти, нищенское существование, непонимание авторских концепций мещанами, неприятие творческой манеры, новаторской техники письма) деятельность художественной интеллигенции тотально не подвергалась государственным гонениям. Необходимо уточнить, что часто философы целенаправленно преследовались правительством, церковью, обществом более жестоко, методично и безжалостно. Каторга, ссылки, изгнания, гонения, тюрьмы, пытки, скитания, интриги, эмиграция, казни, убийства, самоубийства ― существенная составляющая жизнетворчества философов, мыслителей и мудрецов. Их личностное и житейское неблагополучие не искупается поклонением наиболее прогрессивной части общества в последующие века. Фактически принесение себя в жертву в борьбе со «стадностью убогих людей» (А. Энштейн), их дремучим невежеством, агрессией власти во имя торжества передовых идей, сохранения своего творческого «Я», противодействия натиску сиюминутности, зла, социальной несправедливости делает их героями культуры, на алтарь которой они положили свои жизни, здоровье, благополучие своих близких.
Общество, болея заурядностью, тотальным господством посредственности, стремится низвести с пьедестала культуры ее творцов, замолчать их противостояние реакционности времени, вытравить их имена из памяти потомков, узаконить неблагодарность к прошлому, посеять цинизм, обеспечить владычество и могущество интеллектуальной продажности.
Несколько согревает тяжкую мысль об их горестной доле то, что многие из них осознавали свою значимость, свято верили, что их время наступит, потомки оценят их вклад в сокровищницу культуры  (Д. Бруно, Т. Кампанелла, Сократ [172, с. 10], Аристотель, Ф. Бэкон и другие).
В. Моцарт и Л. Бетховен видели свое предназначение в изменении эстетических вкусов публики, привитии ей понимания настоящего искусства, но не слишком были убеждены в возможности качественного преобразования общего уровня музыкальной культуры. Ф. Ницше называл себя «динамитом», считая собственной задачей низвержение тривиальной обыденщины, самодовольства и всеобщего бездумья. Й. Гете утверждал, что значение поисков философов в противостоянии «деятельному невежеству» неизбывно. Хорошо понимал свою роль и Г. Сковорода. В своих произведениях он не один раз намекает на это, называя себя камнем для заострения, который хотя и сам не режет, но оттачивает множество ножей и мечей к бою.
К глубокому сожалению, иные деятели искусства и философии были излишне скромны в оценке значимости своей личности и творчества. А. Чехов считал, что после смерти его произведения будут читать лет восемь, а потом забудут. Очень жаль, что он не предвидел будущую мировую славу своих творений, уже второе столетие планетарно формирующих каноны  изумляющей красоты, тонкого изящества в человеческих отношениях, эстетизации людского облика [183, с.155, 223–225, 227, 228]. И. Тургенев более чем умеренно оценивал свое творчество. В  то время как развитие европейской культуры свидетельствует об ошибочности его позиции. Не отдавал должное своему вкладу в развитие философии и науки  В. Вернадский, считая себя «средним» ученым. Как показала история, это очень заниженный реестр его творческих достоинств.

Скромность может проявляться и в самокритичности, что часто сподвигает творца  к еще большей креативной самоотдаче [43, с. 309]. Но ею может и не обладать творческий человек. Так, Р. Декарт был известен своей завистливостью и капризностью. Очень не любил, когда хвалили других, не упоминал трудов своих прославленных предшественников, чрезмерно гордился, если его называли «единственным Архимедом нашего века» [43, с. 311]. Надо отметить, что тщеславие не уменьшило его вклад в науку и философию, но, безусловно, не украсило его моральный и нравственный облик.
Можно радоваться за многих из них, когда адекватная самооценка помогала противостоять неудачам, безденежью, ударам судьбы, невозможности печататься, выставлять полотна на художественных выставках. На начальном этапе писательской карьеры Д. Лондон получил около шестисот отказов от издателей, но руки не опустил, продолжая совершенствовать свое мастерство. Позже отвергнутые невежественными редакторами рассказы были признаны мировыми шедеврами [10, с. 460]. С. Довлатов высказывал впоследствии благодарность сотрудникам редакций и издательств за требовательное отношение к его первым литературным опусам. Их несогласия послужили толчком к дальнейшему погружению в творчество, совершенствованию стиля, языка, литературных приемов и сыграли свою положительную роль в его писательской судьбе. Осуществлялись судебные преследования Г. Курбе за антиклерикальные полотна, но он не унывал. Картины Н. Неврева, В. Пукирева, В. Перова жестко критиковались. Отрицательные решения выставочных комитетов во многом лишали их средств к существованию, но они не сдавали позиций.
Г. Флобера, увековечившего обратную сторону буржуазной культуры, государственный прокурор привлекал к суду за оскорбление буржуазной нравственности. О безрадостной и горестной судьбе молодых шведских художников, журналистов, артистов, не пожелавших изменить своему таланту во имя мамоны, повествует роман А. Стриндберга «Красная комната» [236, с. 27–251]. За его издание писатель подвергался яростным нападкам прессы и был вынужден покинуть страну на долгие десятилетия. Но творцы слова и живописи не изменяли своим мировоззренческим убеждениям, верили в социальную значимость своего творчества, живительную силу прогрессивных координат.
К всеобщей радости ХХI век  уже продемонстрировал в некоторых случаях толерантность к изображению в прогрессивном искусстве нелицеприятного в истории. Фильм Пола Верховена «Черная книга» повествует о предательстве среди подпольщиков в годы фашистской оккупации Голландии. Общественность страны мужественно встретила обличение страшных событий  видным семидесятилетним деятелем национального киноискусства, не упрекнула за выделенные на съемки  государственные средства. Важно отметить, что при потоке несуразностей масскультуры мир вынужден частенько склонять голову перед истовой правдой художественного мастерства.
Эстетическая и философская формы общественного сознания выполняют в обществе многообразные и сложные функции. Философский и художественный образы жизни помогают их осуществлять, содействуя повышению продуктивности творчества, совершенствованию и развитию духовной сферы общественной жизни.
Художественный образ жизни способствует целенаправленному поиску тем, характеров и средств изображения, направленных на продуктивное отражение действительности и преобразование ее по законам красоты.
Сравнительный анализ философского и художественного образа жизни выявил их общие черты. Это верность прогрессивным идеям и глубокая преданность принципам философии и искусства, трудолюбие, способность чувствовать тенденции будущих изменений в жизни общества и бытия мира, способствование социальному и общественному прогрессу, преобладание одиночества и опосредованного общения, неприятие деятелями духовной сферы образа жизни обывателей, преследование властями прогрессивно мыслящих талантов. Изучение особенностей философского и художественного образа жизни в перспективе поможет  поиску средств оптимизации творческого потенциала как философов, так и деятелей всех жанров и видов искусства. 


Лысенкова Владлена Витальевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии

Харьковской государственной академии культуры.

1.1. Понятие «Образ жизни». Философский образ жизни и его структура

1.2 Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография) Глава 1, 1.2.

1.3. Философ как системообразующий субъект философского образа жизни

1.4. Полифункциональная природа философского образа жизни

1.5. Ролевые характеристики философского образа жизни

Введение и заключение Гл.1 монографии Лысенковой В.В.

2 Культуросозидающая сущность философского образа жизни Глава 2 (монография)

2.1 Бытийный путь философа (Культуросозидающая сущность философского образа жизни Глава 2 (монография))

2.2. Философский и научный образ жизни

2.3. Философский образ жизни и поле социально-активного действия (монография)

2.4. Система философских и художественных координат образа жизни (монография)

2.5. Философский и обыденный образ жизни  + заключение второй главы (монография Лысенковой В. В.)

 

 

 

- анекдот про книгу вместо эпилога:

- А ты сейчас какую-нибудь книгу читаешь?
- Читаю.
- А дочитаешь – дашь почитать?
- Нет... Не дочитаю...

 

 

 

 

 

 

 

Пофилософствовать самостоятельно

на тему системы философских и художественных координат образа жизни можно тут

Comments:

 

Добавить комментарий

Будьте вежливы и ненавязчивы.
Будьте добры и будьте счастливы!


Защитный код
Обновить

bengal cat


Поделиться

Спасибо за поддержку!

Авторизация

Мы рады Вас видеть на нашем сайте

До новых встреч!




Может быть интересным:

Другие статьи, материалы...


Яндекс.Метрика
orjinal elektronik sigara joyetech evic vt joyetech dunyasi