2.1.Бытийный путь философа (Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография))
 

482 развлечения для ума

аматорский информационный портал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Титульная страница Интересные факты ( музеи и зоопарки мира, путешествия, прошлое, настоящее, будущее) Философия 2.1.Бытийный путь философа (Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография))

2.1.Бытийный путь философа (Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография))

Печать
культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В - анекдот про философию индуиста вместо эпиграфа:

Сын спрашивает отца:
- Папа, я индус, религия у меня - индуизм. Но что такое быть индусом?

Чем отличается индуизм от других религий?
- Видишь ли, сынок, в нашей религии есть много разных дорог,

много философских направлений, которые приводят только к одной высшей истине:

не ешь говядину!

 

 

 

 

 

 

Культуросозидающая сущность философского образа жизни

(монография)

Глава 2

2.1. Бытийный путь философа

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

 

Разнообразие в организации образа жизни профессиональными философами и мыслителями требует изучения его особенностей.

Успешно воссозданный образ жизни всегда является средством усиления творческих возможностей, перспективного видения проблем,

резервом формирования оригинальных идей. К числу нестандартных примеров философской жизнедеятельности

можно отнести биографию Г. Сковороды (1722–1794).

 

 

Список литературы

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В
Изучение творчества, мировоззренческих позиций легендарного мыслителя, «украинского Сократа» актуально в связи с тем, что он явил миру неординарность своей личности, особую самобытность образа жизни. Мы не можем назвать имен других философов, которые бы решились на подобное житие, хотя некоторые из них положительно высказывались на этот счет. Можно в определенной мере сравнить судьбу Г. Сковороды и Ксенофана (около 570 – после 478 до н.э.), который за 70 лет обошел все области Средиземноморья. Но он подолгу жил в каждом городе, вел беседы с жителями, повествовал о своих философских взглядах, а потом шёл пешком в другой. Его условия жизни были несколько лучше, чем у Григория Саввича. Правда, Ксенофан решительно выступал против устоявшихся традиций, ставил под сомнение религиозные верования и обычаи. И это делало его странничество вынужденным. Конечно, это был человек величайшего внутреннего мужества, сумевший отказаться от устроенного спокойного быта, привязанности к близким людям ради свободы идей и помыслов. Его позиции существенным образом повлияли на дальнейшее развитие древнегреческой философии [200, с. 188]. Многое во мнениях роднит Ксенофана с жизненными устоями Сковороды. Григорий Саввич, будучи глубоким знатоком древнегреческой философии, не мог не знать о неспокойной судьбе мудреца античности. И это, несомненно, воздействовало в дальнейшем на его выбор жизненного пути.

Анализ философского образа жизни Г. Сковороды всегда актуален, поскольку каждое поколение обращается к его идеям и осмысливает их специфически, по-своему оценивает этот феномен и открывает для себя его сущность. Философское учение Сковороды было важным для его современников и, остается значимым для людей XXI века, так как проблемы счастья, самопознания, реализации себя, «сродного» труда до сих пор не решены человечеством.

Исследованием творчества Г. Сковороды занималось большое количество авторов. Среди них: Д. Багалий, Г. Данилевский, В. Заловецкий, Ф. Кудрицкий, О. Лотоцкий, Ф. Зеленогорский, М. Яворский, В. Петров, М. Краснюк, О. Ефименко, П. Житецкий, М. Сумцов, В. Ерн, П. Денисов, Ю. Мошиц, П. Попов, Д. Чижевский, Г. Шпет и другие.

Они отмечали своеобразие философских позиций Сковороды, перипетии жизни, его роль в развитии философии. Но на системном анализе его образа жизни, как нам известно, ученые не останавливали свое внимание, хотя довольно подробно обрисовывали его свободолюбивые порывы, просвещенческую деятельность, желание быть ближе к народу.

Легендарный украинский философ – яркая творческая личность [255, с. 140, 143] – всей своей жизнью продемонстрировал единый принцип мужественной верности мировоззренческим позициям, неизменности провозглашаемым праведным моральным устоям и нормам.

Великолепное знание иностранных языков, в том числе и греческого, сделало Григория Саввича тонким и уникальным знатоком древней философии. Постулаты предсмертного выступления Сократа в суде стали для него пожизненным руководством к действию. Посмертная надпись на могиле Сковороды, сделанная по его просьбе, красноречиво свидетельствует об этом: «Мир ловил меня, но не поймал». Таким образом, он подчеркнул, что завет Сократа об опасности быть государственным чиновником учел и предусмотрел в своей судьбе.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Сократ был убежден, что человек, верный принципам порядочности [196, с. 23] не должен идти на государственную службу. Если бы «…на государственном посту хотел бы предотвратить все то множество несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве…» [196, с. 22], то не сумел бы избежать гибели. Тот, кто озабочен справедливостью, должен оставаться честным человеком, чтобы «уцелеть хоть на малое время» [196, с. 22] и осуществлять просвещение народа, сохранять устои благодеяний, выступать против «нравственной порчи», «злодейства», «несправедливости» [196, с. 30]. Сократ не только высказывает понимание того, как трудна жизнь в скитаниях «из города в город» [196, с. 28], но и провозглашает, что «величайшее благо для человека – это ежедневно беседовать о доблести и обо всем прочем, испытывая себя и других, а без исследования и жизнь не в жизнь для человека» [196, с. 28] такого рода.

Мужество следовать этим советам достойно великого поклонения как современников, так и всех последующих поколений, как и благородство, великодушие, стойкость и мудрость Сократа.

Безусловно, жизнь скитальца трудна. И холод, и слякоть, и дождь, и снег, и мороз, и нещадная жара сопровождали Г.Сковороду в его более чем в двадцатипятилетних странствиях по Украине. Исходил он ее дважды с севера на юг, с запада на восток: как по контурам Креста. Шел от села к селу, от города – к хутору, от площади – к улице, от поля – к пасеке, от слободы – к ярмарке. Мало ли бед встречалось на его пути, мало ли терпел насмешек и напастей от лихих людей, нещадно голодал и печалился от увиденных злодействий. Но сам народ, называя его «бродячей академией», встречал приветливо. Григорий Савич обучал людей грамоте, передавал живое учение о душе, пел им свои песни. Он, конечно, был очень небытовым человеком. Всю предшествующую странствиям жизнь прожил без домашнего уюта, в основном, в общежитиях хористов и бурсаков, где плотность общения велика, личное пространство нарушалось постоянно и особой культурой воспитанники не отличались. Привычка к минимальным удобствам сделала слобожанского философа неприхотливым, сдержанным в своих желаниях и потребностях, терпеливым в переживании неблагоустройств.

Спал не более четырех часов, вставал с первыми лучами солнца. Был суровым вегетарианцем. Ел один раз в день (как и Кант), но только при заходе солнца. Вызывает несогласие бытующее утверждение А. Бобровникова о том, что Сковорода не ходил пешком, а ездил в каретах вельмож и крестьянских бричках. Вероятно, первое было, когда он путешествовал в Санкт-Петербург и обратно, в поездке в Венгрию, в Токай. Но потом, последние двадцать пять лет, вряд ли это случалось. Может быть, иногда в крестьянскую телегу и брали, чтобы подвезти, но к вельможам он не подступался. Видавшая виды свитка на нем, запыленные сапоги, старая торба с книгами, длинная палка не позволяли пользоваться вниманием и помощью вельмож. Он и не ориентировался на подобные «подарки», сам шел по степным и лесным дорогам.

Но при всех сложностях странствий его «кабинетом» были раздольная степь и густой лес. Природа являла собой разнообразные изменения, прелести своих временных состояний, давая возможность еще глубже домысливать свои идеи [255, с. 139]. По этому поводу один из его афоризмов звучит следующим образом: «Когда ты твердо идешь путем, каким начал идти, то по моему мнению, ты счастливый». Как показало время, вся его жизнь – это реальное воплощение его мировоззренческих принципов, пример гармонии слова и дела.

В итоге он воплотил свой юношеский замысел «быть Сократом на Руси»: будить мысль, звать человека к познанию самого себя, к самосовершенствованию [219, с. 122, 415], поиску «сродного» труда, служению истине [219, с. 65]. Сковорода с гордостью говорил, что «сберег самого себя в целости», несмотря на то, что его соблазняли высокими светскими и церковными должностями. Он несколько раз был преподавателем, но так как обучение вел оригинально, творчески, нестандартно, то этим вызывал недовольство начальства. И это было причиной увольнений. Но иного характера работы с юными он не мыслил. Некоторые из тех, кто обучался у него, стали впоследствии довольно успешными людьми. Необходимо отметить, что многие из его учеников и знакомых в 1803 году финансово поддержали В. Каразина при организации Харьковского университета. Сам Сковорода слушал лекции ведущих профессоров в европейских университетах, посещал занятия, жадно приобщался к кругу философских дисциплин, работал в архивах, библиотеках, совершенствовался в языках. А до этого с 16 лет успешно учился в Киевской академии.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Григорий Саввич был многосторонне одаренным человеком. Его называли еще и «Украинским Ломоносовым», считая эрудированнейшим человеком не только Украины, но и всей Российской империи. Исследователи его творчества отмечают глубокий ум, отличную память, сообразительность, поэтические, живописные, композиторские способности, абсолютный слух и богатый голос, мастерство игры на нескольких музыкальных инструментах [42, с. 256]. Разнообразие талантов увеличивало его неординарность и сказывалось на философском творчестве. Сын малоземельного казака из села Чернухи Полтавской губернии и в детстве не был избалован особым достатком, но ценил в семье атмосферу доброты, заботы о близких, стремление дать ему образование.

«Философом из народа» называли его простолюдины и имя его произносили с большим уважением, даже с пиететом. Не говоря уже о том, что его басни, стихи, притчи, афоризмы повсеместно переписывались, распространялись в народе, выучивались наизусть, тексты тайно передавались из рук в руки. В его «Харьковских баснях» смело обличались вельможное самодурство, карьеризм, чинопочитание, холуйство, беспринципность, тупоумие, самохвальство, высказывалось сочувствие простому народу, возводился культ разума, гражданской чести, добропорядочности [220].

Великий Т. Шевченко в своих стихах говорит о том, как необходимо было ему в отрочестве иметь переписанные им самим стихи Сковороды. Крестьяне считали его своим наставником, духовный авторитет селянского просветителя был непререкаем. Знание мировой философии, наук, литературы, искусства языков, педагогический талант, творческая направленность мышления, любовь к Украине выделяли его в среде народа как общественно значимого украинского мыслителя [161].

Необычайный интерес к человеку, тайнам души, сложностям ее формирования и жизни представляли философские позиции Григория Саввича как чрезвычайно актуальные. Сковорода считал, что наиболее важными являются науки о человеке. Именно они должны стать остовом обучения человека быть счастливым, помочь ему познать себя, свою телесную и духовную природу. Человека на жизненном пути гнетут страхи, сомнения, тоска, разочарования, ослабляя его, лишая здоровья. По его мнению, все люди созданы для счастья, но далеко не все становятся счастливыми. Люди добрые, пытливые, любящие ближних, душевно и духовно уравновешенные в результате познания самих себя достигают его. А те, кто удовлетворяются властью над другими, богатством, многочисленными почестями, владеют только внешней стороной жизни и довольствуются ею, достигают призрака счастья, но не его самого. Это наиболее легкий путь в жизни, он приводит только к видимости счастья, к примитивному ориентиру на постоянные наслаждения. Состояние счастья многогранно, в нем и интеллектуальные искания, и глубинное познание, и сердечная радость, и душевное равновесие, и чистота помыслов, и реализация природных дарований, и «сродный» труд, удовлетворяющий помыслы, духовные потребности, развивающий способности, соответствующий природе человека. Он доказывает, что каждый человек осуществляет свою счастливую долю, выбирает свой жизненный путь, посвящая себя труду, приносящему внутреннее удовлетворение, душевный покой и мир радостей. Счастье является мерой бесценной человеческой жизни.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Большую роль в этом Сковорода отводил философии. Она сподвигает людей на самопознание, моральное и нравственное совершенствование себя [219, с. 300], целеполагание высокого, верность идеалу благородства. Он убежден, что самопознание человека – начало его мудрости. Философия для человека – нить Ариадны, помогающая найти выход из сложнейших ситуаций в жизни. Сущность деятельности человека и его ответственности перед обществом разрабатываются философией, разнообразятся богатством ее идей, направляются ее истинами, способствуя развитию индивидуальности. «Народный любомудр» верностью своему учению, своим образом жизни демонстрировал необходимость противостояния низменным инстинктам, утверждал великую значимость быть человеком постоянно духовно растущим, показывал, что увеличение знаний не обусловливает рост материальных потребностей. В «Притчі названій Еродій» проводится мысль, что чем образованней человек, тем скромнее его потребности: довольствоваться малым, нет необходимости в роскошествах. В таком случае жизнь значительно праведнее. Образованный, культурный человек всегда согласовывает поведение, образ жизни со своими смыслоценностными задачами, возможностью использовать способности на благо людское.

Избранный им образ жизни свидетельствует о верности его призыву: «не жить лучше», а «быть лучше»: иметь чистую совесть, трудиться по внутренней потребности, испытывая наслаждение и чувство счастья, считая труд источником свободы.

Его уход из царской капеллы Елизаветы – яркое свидетельство этому. Мог бы там и сладко есть, и сладко пить, ублажая императрицу своим приятным голосом, провозглашая ей «многие лета…», помня о карьере другого «удачливого украинского хлопца» Алексея Разумовского. Но подобный образ жизни был не для него. Он ― убежденный бессребреник, умел противостоять материальным соблазнам мира. Вперед звали философия, науки, изучение иностранных языков. И жизнь впоследствии наградила его пятилетним путешествием по Европе, возможностью слушать университетские лекции, наслаждаться богатой философской западной мыслью. Мог в Европе остаться, знание языков позволяло, но любовь к Украине и тоска по ней вернули его вновь, уже в третий раз, в лоно Киевской академии.

Проблема честного проживания жизни всегда драматична, иногда даже трагична для любого умного и порядочного человека, в том числе и для Г. Сковороды. Судя по всему, «удобным» характером он не отличался, независимость ума, резкость и прямота суждений [240, с. 378] мало кого устраивали. Психология вольного казачества часто давала о себе знать. Своему любимому ученику М. Ковалинскому [220, c. 166] он откровенно говорил в письме от 09.12.1762 г. о сожалении по поводу своей резкости и раздражительности. В письме к Я. Правицкому из села Маначиновка от 03.10.1785 г. [220, c. 177], извиняясь за какую-то допущенную несуразность, сам себя называет конфликтным, но склонным к человечности и незлобливости.

Вспомним его тираду в Переяславском коллегиуме, ответ Белгородскому епископу на предложение принять духовный сан, смелый и гордый ответ харьковскому губернатору Е. Щербинину на вопрос о уместности и никчемности его «мандрівок», насмешливую отповедь «столбам неотесанным» – монахам Киево-Печерской лавры, их призывам вернуться в лоно церкви. Не раз народному мудрецу грозила монастырская тюрьма, но всегда спасала огромная популярность. С годами явно он стал несколько мягче, критичнее к проявлениям своего нрава. При этом не считал унизительным извиниться за свою неадекватность в каких-то ситуациях общения. Умел ценить дружество, быть благодарным судьбе за трогательные чувства и расположение учеников. Для народного мыслителя были важны непосредственные контакты и переписка с его бывшими учениками. Расценивал этот дар жизни как существеннейший компонент своего счастья: «… если у меня имеются друзья, чувствую себя не только счастливым, но и счастливейшим» [220, c. 168]. «… Я такой человек, который никогда не может насытиться беседой с друзьями» [220, c. 163]. «Никто больше, чем я, не радуется дружбе: это мое единственное утешение и мое сокровище…» [220, c. 164]. В течение всей последующей жизни деликатно и тактично с поучительной простотой продолжал давать им жизненно важные советы, обсуждал значимость научных открытий, знакомил со своими философскими раздумьями.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Он сокрушался, что многое из своих мыслей не мог доверять бумаге, так как не должен забывать, что за ним следят, подслушивают и доносят. Нередки были поклепы местному начальству от священников и помещиков-крепостников, недовольных его общением с народом, его высказываниями против комплекса прислужничества, обмана, распространением его сочинений в рукописях. Его моральная чистота, нищенство и аскетизм были им ярким укором и выразительно невыгодным сравнением. Подводя итоги собственной жизни, был убежден, что личный вклад в просвещение народа существенен и небезрезультативен, а его роль в пробуждении людского самосознания значима в развитии украинского народного свободомыслия. Позже подобного рода оценки он заслужил и от многих исследователей своего творчества. Оно рассматривалось как значительное явление в развитии философии и культуры [12; 65; 221; 256; 282], в жизни человечества.

Л. Толстой планировал написать о Г. Сковороде, говоря о том, что в мировоззрении странствующего философа есть много близкого его душе. Вслед за Сковородой он выступал с призывами разработать «единую науку – науку о том, как жить» человеку. Высоко ценил значение воплощенной в реальность жизненной позиции Г. Сковороды немецкий философ Г. Гадамер, один из ведущих теоретиков герменевтики: «Как истинный философ, он с жизнью своей проделал то, что хотел проделать с мыслью своей Декарт. Если Декарт методическим сомнением решил избавить теоретическую мысль свою от господства традиций и предрассудков и для того, усомнившись во всем, пытался хотя бы на время оставить мысль наедине с собой, то Сковорода отважился на нечто более решительное и грандиозное: он отверг всякое готовое содержание жизни (а не только мысли) и, усомнившись во всех путях, решил прежде всего остаться самим собой, овладеть своим «Я» и создать себе такую жизнь, которая бы всецело, во всех частях своих (т.е. логически следовала) из чистой идеи его внутреннего существа» [37, с. 99]. Необходимо отметить, что никто не повторил его жизненный подвиг. Народовольцы в России в XIX веке «ходили в народ», но это были ситуативные и, надо сказать, не столь выразительные по характеру, силе связей попытки пробудить народ, повысить его социальную активность.

Величайшее уважение вызывает у многих поколений в образе жизни Г. Сковороды то, что он не предал свои идеи, не обесценил провозглашаемые принципы, в действительности смело осуществлял народное просветительство [146]. Посвятить этому двадцать пять лет своей жизни, видеть в этом цель своего бытия и никогда не высказывать сожалений по поводу бесчисленных трудностей многосложного пути ― это дорого стоит. И хотя при жизни не был издан ни один его труд, имя украинского мудреца в истории мировой философии и культуры не предано забвению. В «сердце гражданина всемирного» (М. Ковалинский) вмещались заботы о мире, о будущем, путях разрешения вселенских проблем. Его философский образ жизни уникален, должен вызывать и вызывает величайшую гордость и поклонение профессиональных философов за столь неповторимый образец достоинства и чести коллеги, его пожизненной верности заветам благородства Сократа и Спинозы. Изучение философского образа жизни Г. Сковороды поможет и в дальнейшем в постижении сущности философского творчества, уяснении личности народного мудреца.

 

Лысенкова Владлена Витальевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии

Харьковской государственной академии культуры.

 

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

1.1. Понятие «Образ жизни». Философский образ жизни и его структура
1.2. Генезис и становление концепта «Философский образ жизни» в истории Философии

1.3. Философ как системообразующий субъект философского образа жизни

1.4. Полифункциональная природа философского образа жизни

1.5. Ролевые характеристики философского образа жизни

Введение и заключение Гл.1 монографии Лысенковой В.В.

Культуросозидающая сущность философского образа жизни Глава 2 (монография)

 

 

- анекдот про нирвану вместо эпилога:

Встречаются два новых индуса:
- Ты почему вчера был недоступен?
- Да я в нирвану ушел, а у моего оператора там нет покрытия

 

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

 

Пофилософствовать самостоятельно

на тему бытийного пути философа можно тут:   культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Comments:

 

Добавить комментарий

Будьте вежливы и ненавязчивы.
Будьте добры и будьте счастливы!


Защитный код
Обновить

bengal cat


Поделиться

Спасибо за поддержку!

Авторизация

Мы рады Вас видеть на нашем сайте

До новых встреч!




Может быть интересным:

Другие статьи, материалы...


Яндекс.Метрика
orjinal elektronik sigara joyetech evic vt joyetech dunyasi