Введение и заключение Гл.1 монографии Лысенковой В.В.
 

482 развлечения для ума

аматорский информационный портал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Введение и заключение Гл.1 монографии Лысенковой В.В.

Печать
культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В - анекдот про философа вмсто эпиграфа:

Как философ ловит льва в пустыне:

— Что значит поймать льва?

Посадить его в клетку!

Берем клетку и садимся в нее сами:

задача выполнена — лев в клетке,

по другую ее сторону.

 

 

 

 

 

 

Культуросозидающая сущность философского образа жизни

 

Глава 1. Философский образ жизни как элемент образа жизни

Введение

(Для лучшего понимания и более органичной усваимости материала введение и заключение к первой главе публикуем одновременно)

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Список литературы

Философское знание – одно из древнейших в истории. Возникнув на заре становления человеческой культуры, оно переживало периоды и впечатляющих взлетов, и не менее впечатляющих падений. Однако, словно феникс из пепла, возрождалось после тяжелых испытаний. Несмотря на свой отвлеченный характер, философия манила многих, предлагая те или иные ответы на жизненно важные вопросы. Систематизируя теоретические разработки, обобщая многовековой опыт развития общества, она стала квинтэссенцией культуры.

Сегодня в информационно перенасыщенном социуме исследования в области философии часто игнорируются. Философию иногда воспринимают как досадную помеху, отнимающую драгоценные минуты и часы. В настоящий момент, когда время становится одним из важнейших стратегических ресурсов, а общественные изменения настолько ускорились, что личность не поспевает за ними, проблематичность выбора самого необходимого в жизни чрезвычайно усиливается. Действительно ли философия отжила свой век, стала ненужной в эпоху господства информации и огромных скоростей? На наш взгляд, это не так.

 

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Наблюдаемое всевозрастание модернизации технологических систем без их морального и культурного наполнения приводят человечество к безысходности. Только философски образованные и гармонично культурные люди способны осознанно реагировать на возникающие противоречия, не испытывать страх перед новым и неизведанным, противостоять дегуманизации. Недавняя инициатива некоторых славянских стран объявить XXI век – Веком Культуры свидетельствует об осознании ими своей сопричастности ко всему происходящему, обеспокоенности увеличивающимися невежеством, необразованностью, брутальностью, некомпетентностью, о стремлении преодолевать расчеловечивание, нищету духовности, силу зла и агрессии. Роль философии в этом процессе невозможно переоценить. Именно она призвана утверждать идеи добра, способствовать людскому самосовершенствованию, предотвращению эмоциональной глухоты и интеллектуальной тупости.

Кроме того, стремительное распространение на большей части славянской территории в ХХI веке гламурного образа жизни (glamorous (англ.) – обаятельный) с его концептом тиражирования элитарных образцов моды и стиля в широкие массы потребителей и разветвленной структурой (аксессуарный, кондитерский, пиарный, языческий, публичный, уголовный, лингвистический, массовый виды) опасен своими сомнениями в торжестве добра, противостоянием подлинной красоте, воспеванием легкой наживы, сверхстремительной карьерной успешности, быстрого богатства и культа денег. Энергичными средствами в захватническом наступлении стали макдонализация и коко-пепси колонизация молодых неокрепших умов, оболванивание их упрощающей потребительщиной. Гламурные каноны всеобъемлюще не приемлют философский образ жизни. Это не может не беспокоить гуманитарную общественность и не сподвигать на противодействие укреплению гламурщины, расширению ее рубежей, не содействовать низвержению ее с достигнутого пьедестала.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

К сожалению, мы часто убеждаемся, что глобализация процессов эволюции человечества приводит к появлению все более усложняющихся деструктивных ситуаций. Их решение возможно лишь на основе глубокого, системного и масштабного мышления, которое не может быть эффективным без философской составляющей. Сущностное видение в таком случае необходимо, его нельзя подменить феноменологической рефлексией. Современная масскультура, в том числе и экранная, во многом опирается на калейдоскопичность, стремительно преображающийся яркий визуальный ряд, за которым трудно увидеть главное. Глубина и аналитичность мысли становятся все более элитарным занятием. Бесспорно, постижение субстрата быстро меняющихся явлений всегда было уделом немногих. Но именно нынешний этап трансформации общества с его ориентацией на высокий общеобразовательный уровень населения позволяет сделать философское мышление более доступным, чтобы повысить эффективность человеческой деятельности.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Философия – результат больших усилий и самого философа, и его интеллектуального окружения. Среди важнейших элементов процесса культуротворчества необходимо выделить философский образ жизни. Он выступает средством и формой практической реализации нравственно-философских установок мыслителя. От его упорядоченности, оптимальности, индивидуальной окрашенности во многом зависит судьба идей, концептуальных наработок философствующего субъекта.

В наше время философов, психологов, культурологов, педагогов беспокоит углубляющаяся тенденция «исчезающей одаренности» – уменьшение численности реализовавшихся талантов при наличии природных данных для этого. Безусловно, основная причина нереализованности потенциальных творцов – неблагоприятные социальные условия, но немаловажными здесь являются и бесперспективное обучение, непродуктивное воспитание, отсутствие глубокой философской культуры и рационально организованного образа жизни. В связи с этим актуализируется задача постижения основополагающих характеристик философского образа жизни как одного из важных средств социализации личности, оптимизации существования социума.

Потребность на современном этапе трактовать показатели философского образа жизни обусловлена еще и концентрацией внимания в гуманитарных науках на историко-биографическом подходе в исследовании жизнетворчества выдающихся деятелей культуры. Будучи по содержанию междисциплинарным, он инициировал сосредоточенность на специфике индивидуальности, особенностях поведения, общения, биографических данных в единстве с конкретно-историческими особенностями эпохи. Этим он реализовал представление о доминантных общекультурных преобразованиях в обществе и роли мыслителя, писателя, поэта, музыканта, живописца в трансформационных процессах. Бытийная сложность ориентирует философски трактовать не только отдельные показатели жизнедеятельности человека-творца, но и требует системного изучения его мировоззренческих позиций, духовных смыслов, морально-нравственных потребностей, судьбоносных интересов, целостности координат жизнеустройства, что предпочтительно структурировать и консолидировать в рамках философского образа жизни.

 

Представляется необходимым отметить, что нелегкий выбор темы, ее штудии для автора были связаны с отсутствием разработок в виде изданных монографий, защищенных диссертаций, опубликованных статей. Отдельные редкие упоминания данного термина, появившиеся в последний год в Интернете, не конкретизировали его и по сути – дела не меняли. Роль современного первооткрывателя существа философского образа жизни затруднительна не только тернистыми тропами реальности, сложностью поставленных целей и задач, но и потребностью взвешенных оценок коллег, профессионально разрабатывающих данные проблемы. Понимание полипараметральности горизонта в необходимом экскурсе, востребованности постоянного ограничения рамками диссертационного и монографического канонов, к сожалению, усложняет достойный перевод исследования в системную стратегию созидания. Предлагаемая автором концептуальная парадигма: философский образ жизни – философизация личности и общества нуждается в длительной дополнительной апробации на всех уровнях образовательного комплекса. Деформирует будущую перспективу и напряженный социофон, явно не способствующий созданию среды воплощенных духовных ценностей подобного нововведения. Требуемая консолидация культурных сил в виде сотрудничества специалистов психолого-педагогического и культурологического профилей на основе общефилософского смыслостроя даже при активистском типе мироотношения ограничивается рамками социально-образовательного кризиса. Пунктирно очерченные координаты вне доказательной междисциплинарной базы философизации пока не могут составлять консистенцию культур-философского контекста и содействовать формированию педагогической модели нового типа. Предлагаемая разработка основополагающей теоретической базы – первостепенная опора для дальнейших изысканий. В последующем предполагается конкретизация сформулированных рекомендаций для их осуществления в практически функционирующей образовательной сфере.

В данной работе рассматриваются структурно-функциональные компоненты философского образа жизни, его фундаментальные основания. Это поможет увидеть вехи дальнейшей эволюции философской культуры, уяснить возможности более эффективного использования философского образа жизни в современной системе познания и практике человеческих отношений. Изложению интересующей нас тематики посвящена первая глава исследования.

Анализируя заявленный феномен, важно проследить его диалектическую связь с другими элементами социально-практической системы: научным, публицистическим, художественным и обыденным образом жизни. Это позволит, с одной стороны, определить его отличительные черты и возможности, а с другой – понять их сходство, взаимовлияние друг на друга. Данная тематика представлена во второй главе монографии.

В третьей главе устанавливается связь различных приемов в организации образа жизни представителей мира искусства. Философски систематизированный образ жизни в художественной среде создает, на наш взгляд, возможности для более результативного творчества, увеличивает вероятность более полной реализации дарований.

В четвертой главе речь идет о противопоставлении философского и нефилософского образа жизни, влиянии философской культуры на различные виды новаторства, на соотношение идеалов и антиидеалов, активности творцов и посредственности. Мы можем наблюдать развитие стратегий социокультурного созидания в обществе, одновременно сталкиваясь с результатами антигуманной деятельности. Задача философов и философии – расширение поля плодотворной культурно-эвристической активности человечества.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Заключение

Современный прагматизированный мир представляется очень далеким от философской проблематики. Поэтому многим проблема изучения и формирования философского образа жизни может казаться надуманной и несвоевременной. Но открывающиеся в процессе изучения возможности философского образа жизни позволяют сделать вывод о практической значимости данного знания для многих наук и в целом для общественной жизни.

Философский образ жизни начал складываться в период развития древней философии, когда первые мыслители «нащупывали» эффективные конфигурации рефлексивной и педагогической деятельности. Организация философского образа жизни важна была не только в индивидуальной деятельности философа. Она становилась очень значимой в период формирования философской школы. При этом необходимо было учитывать специфику будущего философского объединения. Руководители каждого из них (элеаты, пифагорейцы, софисты) предлагали свои принципы развития и воспитания слушателей. Особое значение этому процессу придавал Платон, который создавал Академию, опираясь на опыт Сократа.

Ввел термин «философский образ жизни» в гуманитарный оборот Т. Кампанелла, считая, что последователи в дальнейшем продолжат его разработку. Отдельные упоминания о специфичности образа жизни философов и мыслителей встречаются в философских и публицистических сочинениях позднее, но без серьезного научного анализа.

Уместно отметить, что философский образ жизни в своей основе в любой исторический период является составной частью образа жизни социума. Проблема образа жизни в обществознании рассматривалась достаточно подробно. Исследователями она представлена во взаимосвязи трех компонентов: деятельностного, коммуникационного и потребительского. Первые два служат началом развития жизненной позиции личности, реализации жизненной программы человека. Этот процесс является важнейшим для представителя любой творческой сферы деятельности. Не исключение – и философская практика. Рассмотрение специфики философского образа жизни и определяет характер данной работы.

Философский образ жизни актуально рассмотреть с точки зрения его структуры. Среди его важнейших элементов:

1. Философское мышление, которое во многом служит системообразующим компонентом, позволяет философу, рефлексируя, сознательно выстраивать собственный образ жизни. Основу философского мышления составляет философский строй мысли, преобразующийся в соответствующий образ. Последний подчиняется законам развития философского языка и речи. Весь комплекс оформляет мыслительные конструкции творца и служит важнейшим каналом коммуникации.

2. Философская деятельность в образе жизни представлена рядом многосложных форм: научно-исследовательской, педагогической, практической, организационно-управленческой, публично-презентационной. Все они своеобразно обнаруживают творческое начало как важнейший компонент.

3. Многоуровневая система отношений философа с миром. Это отношения с самим собой, с коллегами, мыслителями прошлых эпох и настоящего времени, с учениками, окружающими людьми, природой, подсистемами общества.

4. Философский стиль, который несет на себе отпечаток самобытности творческого мира мыслителя и объединяет систему интеллектуальных и эмоционально-индивидуальных предпочтений, обусловливает соответствующее поведение, специфику общения, привычки и характериологические свойства.

5. Комплекс связи всех упомянутых компонентов образует сложное соединение коммуникационных механизмов между философскими языком и речью, формами деятельности, мышлением, отношениями и системой общения. Эти связи носят философский характер, но содержат и научные, обыденно-повседневные, управленческие образования. Данная система, объединенная характером философской деятельности, присуща образу жизни большинства философов. Но наличие уникальных особенностей философского образа жизни его создателя подчеркивает неповторимые грани личности последнего.

То есть указанная структура неотделима от индивидуальности философа. Именно она своей деятельностью «разворачивает» собственный образ жизни. Творчески осмысливая действительность, исследователь одновременно генерирует своеобразный мир – собственный образ жизни и самого себя.

Особое значение в становлении творческой биографии мыслителя имеют общественные условия. Если они в целом благоприятны (отсутствие социальных потрясений, хорошее материальное положение, высокий уровень образования, понимающее окружение), то творец меньше испытывает трудностей, больше успевая совершить. Но часто именно трудности сподвигают творцов на философские искания. И мыслители идут вперед вопреки обстоятельствам. В подобных случаях важно сохранить внутреннее мужество, жизненную стойкость для продолжения задуманного, полной реализации своих способностей и дарований.

Роль философского образа жизни в судьбе философа, в развитии его философского «Я» многогранна. Мир философа, который на видимом уровне трансформируется в образ жизни, направлен прежде всего на процесс познания. Познавая, мыслитель созидает и свое бытие, и влияет на бытие Другого. Философ, выявляя истину для себя, несет ее и людям. Его эвристическая мощь может быть столь велика, что часто удается «освещать» путь многим поколениям, идущим вслед за ним. Изведанное сегодня, может стать программой конкретных действий для общества завтра. То есть философу важно «заглянуть за горизонт», подготавливая человечество к будущим преобразованиям. Однако познавательной функцией потенциал философского образа жизни не исчерпывается.

Большое значение имеют критический анализ мировоззренческих основ общественной жизни, их формирование и корректировка. Участвуя в идейных баталиях эпохи, мыслитель не только совершенствует свои позиции, но и помогает меняться системам взглядов в обществе. Значимость мировоззренческой функции заметно возрастает в динамические социальные периоды, помогая «выбираться» социуму из различных противоречий и кризисов, которые часто стоят обществу слишком дорого. Кроме названной, важнейшее место занимает аксиологическая функция. Ценностная составляющая помогает «препарировать» общественную жизнь, «отделяя семена от плевел». Ценности высокого порядка создают систему идеалов для дальнейшего развития культуры. В этом смысле философ выступает прогностом новой реальности, качественно более совершенной в сравнении с предыдущей. Его деятельность имеет видимые и скрытые периоды. Созерцательность, обдумывание, наблюдения, саморефлексия – необходимый фундамент для заметной внешнему взору интеллектуальной активности. Индивидуальность творца проявляется в стилевых особенностях организации собственной деятельности.

Деятельностная функция тесно связана с коммуникативной. Система общения-обособления требует соблюдения меры. Потребность в контактах в какой-то период может смениться необходимостью остаться наедине с собой, своими мыслями. Сама организация философского образа жизни предполагает большую долю уединенности. Именно состояние уединенности, а не одиночества отличает бытие мудреца. Общаясь со всем миром, непосредственно и опосредованно, в уединении он имеет возможность творить.

Творческая функция также занимает одно из значимых мест в философском образе жизни, ради творения нового во многом он и функционирует. Его регуляция внутренних и внешних творческих процессов, содержательного общения с интересным окружением, формальных и неформальных видов деятельности позволяет наиболее гармонично выстраивать систему параметров. Безусловно, регулирующей функции противостоит насыщенность всей общественной практики, подчас серьезно отвлекающей от основного труда. Внешние помехи в период воплощения задуманного часто являются серьезным препятствием работе мысли в ходе самореализации, создают большие трудности для творчества.

 

Философский образ жизни как аккумулятор всей жизнедеятельности философа представляет собой и форму активности, и результат творчества, и синтез внутренних и внешних усилий автора, воплощение в индивидуальном бытии всеобщего мира философии.

 

Лысенкова Владлена Витальевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии

Харьковской государственной академии культуры.

 

 

продолжение следует...

1.1. Понятие «Образ жизни». Философский образ жизни и его структура

1.2. Генезис и становление концепта «Философский образ жизни» в истории Философии
1.3. Философ как системообразующий субъект философского образа жизни

1.4. Полифункциональная природа философского образа жизни

1.5. Ролевые характеристики философского образа жизни

 

- анекдот про философское отношение к жизни вместо эпилога:

- Я - философ, и поэтому мне без разницы, что есть: черную икру или черный хлеб.
- Но я смотрю: ты все же ешь черную икру, а не хлеб.
- А какая разница?

 

Пофилософствовать самостоятельно

можно в комментариях к монографии тут:

Comments:

 

Добавить комментарий

Будьте вежливы и ненавязчивы.
Будьте добры и будьте счастливы!


Защитный код
Обновить

bengal cat


Поделиться

Спасибо за поддержку!

Авторизация

Мы рады Вас видеть на нашем сайте

До новых встреч!




Может быть интересным:

Другие статьи, материалы...


Яндекс.Метрика
orjinal elektronik sigara joyetech evic vt joyetech dunyasi