Ролевые характеристики философского образа жизни. Глава 1.1.5 (монография)
 

482 развлечения для ума

аматорский информационный портал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Титульная страница Интересные факты ( музеи и зоопарки мира, путешествия, прошлое, настоящее, будущее) Философия Ролевые характеристики философского образа жизни. Глава 1.1.5 (монография)

Ролевые характеристики философского образа жизни. Глава 1.1.5 (монография)

Печать
-анекдот про ролевые характеристики вместо эпиграфа:

В постели лежат супруги.

Муж начинает жену тискать,

а в ответ как обычно:

«У меня голова болит, отстань!».

Тогда он достает из-под подушки кольцо с бриллиантом.
Жена: И? Что это значит?

Что я тебе, проститутка?

… или маленькая школьница?

… или страстная медсестра?…

 

 

 

Культуросозидающая сущность философского образа жизни

Глава 1. Философский образ жизни как элемент образа жизни

1.5. Ролевые характеристики философского образа жизни

 

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

 

Но ограничиваться в функциональном анализе философского образа жизни лишь гносеологическим, мировоззренческим и аксиологическим аспектами мы не можем. Он представлен многообразием проявлений и среди них нельзя не выделить творческое.

Поэтому в числе функций философского образа жизни перспективно представить творческую, которая и позволяет говорить о продуктивности философского образа жизни в истории развития философского знания. С его помощью возникает ситуация освоения предшествующего философского опыта и проявление способности свободно ориентироваться в философском пространстве смыслов. Именно образ жизни направляет мыслителя к следующему этапу – выходу за пределы изученного и переходу к освоению собственной творческой свободы, «лепке» своего индивидуального метода исследований. Возможно, при вхождении философа в поле творчества меняется отчасти и его образ жизни, но базовые элементы остаются. Образ жизни помогает творцу создавать свое философское пространство и получать, формулировать новое знание.

Список литературы

Важным является момент оформления знания в философскую систему. Здесь также во-многом наблюдаются индивидуальные проявления творческой натуры, хотя мыслитель учитывает, безусловно, требования и условия исторического времени, в котором он живет. Так, Тит Лукреций Кар свои философские мысли облек в форму поэмы, ибо испытывал сложности в теоретическом изложении материала, ввиду отсутствия развитой латинской терминологии [242]. Нечто подобное мы наблюдали в период всплеска изысканий в духе «пост», когда авторы также прибегали к форме сказок, притч, поэм, эссе при изложении задуманного в связи с терминологической неоформленностью постмодернистской тематики в языке. Классический философский язык уже просто не мог отразить новые философские реалии.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Философский образ жизни способствует творческому процессу и направляет его, предваряя своими ранжирами психологическую и интеллектуальную подготовленность к нему. Он обеспечивает собственными ресурсами консолидацию компонентов эвристического настроя, сохранение и развитие потребности творить, несмотря на разного рода бытийные, гносеологические трудности и социальные противодействия. Сосредоточенность на исследуемой проблеме требует стабильности повседневных процессов, отсутствия отвлекающих моментов и нестандартных ситуаций. Но, одновременно, не должно быть изнуряющего режима труда, нескончаемого однообразия действий. Длительные затруднительные периоды в творчестве предпочтительно прерывать уходом в «боковое» мышление, использованием информации, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме, сосредоточенности на мезотеориях.

Несмотря на сложности познавательно-творческого процесса, в образе жизни желательны оптимистический настрой, проецирование уверенности в достижимости результатов, ощущение полета мысли, свобода помыслов. Современной наукой установлено, что в творческих исканиях успех приходит в моменты, напрямую не связанные со сложными логическими построениями. Долгожданное решение, озарение – мгновенная интеллектуальная вспышка – наступают в период временной отстраненности от напряженного умственного труда, когда он перемежается веселым времяпрепровождением, возникают доброе расположение духа, интеллектуальная расслабленность и душевная легкость, радует приятное общение. В комплексе они повышают порог восприимчивости к новым идеям. Во время умственной сосредоточенности сознание концентрируется на основном направлении, отстраняясь от второстепенных, в лоне которых и может содержаться разрешение вопроса. Это связано с рядорасположением в передней поясной коре мозга центров, отвечающих за оптимистическую приподнятость, воодушевление и мощное интеллектуальное напряжение. Дополнительная активизация центра радости способствует творческой продуктивности.

Так, полтавский изобретатель Г. Котельников (1872–1944) в день трагической гибели своего друга, летчика Л. Мациевича (уроженца города Киева), на празднике воздухоплавания 7 октября 1910 года в Санкт-Петербурге дал слово изобрести складной парашют. Мысль о способах технического решения проблемы все время не покидала Глеба Евгеньевича. И озарение пришло не за письменным столом с карандашом в руках, а в театре. В ложе у дамы упала шелковая шаль. Изобретатель заметил как она, падая, воспарила в воздухе. Самое главное – вопрос о требуемом материале был решен. Уже существующие из телячей кожи громоздкие зонты прикреплялись к самолетам, но их летчикам было крайне затруднительно использовать. Ранцевый парашют Г. Котельникова «РК 1» (1911) со времен Первой мировой войны и до сих пор используется в авиации, спасая человеческие жизни [226, c.640; 289, c. 545; 290, c. 166]. В процессе продолжительной однообразной деятельности из-за монотонности умственных операций активность мозга угасает. «Зацикленность» на одном направлении творчества в итоге приводит к состоянию, напоминающему депрессию. И даже если присутствует внешняя инициативность, которая регистрируется окружающими, то исчезновение внутреннего самодовлеющего исследовательского заряда все равно приводит к глубокому дискомфорту.

Задолго до этих открытий в области психологии Эпикур провозглашал значимость многогранности образа жизни, утверждая, что необходимо чаще смеяться, философствовать, заниматься хозяйственными делами и не игнорировать все остальные свои способности [169, с. 138–143, 145]. Хозяйствуя, предпочтительно внутренне не покидать философское поле раздумий, не вникать глубоко в мелочи быта. Иной вид деятельности, как отдых от умственного напряжения, должен детерминировать энергию дальнейших исканий, внутренний подъем, веру в реальность воплощения замыслов. Творчеству во имя человечества не подобает проецировать абстракцию, отдаляющую от мира. Мыслителю нужно чувствовать близость насущных потребностей и интересов людей его помыслам и поискам. Былая самоуверенность человечества, что уже покорены основные вершины в познании, в настоящее время сменилась признанием кризиса в науке, разочарованными утверждениями, что нам известны всего лишь 5% из всех закономерностей материального мира (В. Барьяхтар, академик НАН Украины, ученый в области теории твердого тела и физики магнитных явлений). Но еще меньше познано в области духовного. Тревожные сигналы непознанного порождают неуверенность, повергают в смятение, требуют разработки новых методик и методологических моделей (Н. Бехтерева). Земляне несколько поспешили, провозгласив себя венцом природы, высшими существами в бытии. Хаос экономический, политический, экологический, порождаемый человеком, свидетельствует об обратном. Исторически все в большей мере возрастает потребность в творческих регуляциях связей в мире, а значит – и в творческих людях. Они воспитываются культурной атмосферой в социуме и культурным окружением. Чем больше оно насыщено артеактами, артефактами, креативными людьми, мудролюбами, тем чаще и быстрее выпестываются таланты.

Философы и психологи творчество теснейшим образом увязывают с закономерностями развития культуры, рассматривая его как аспект культуры, а культуру – как его объективированную форму. Философский образ жизни – элемент культуры, в котором также объективируются творческие координаты. В образе жизни отражены системы ценностей и предпочтений, мировоззренческие позиции, отношения и режим деятельности. В философском образе жизни они выражены рельефнее, так как в нем доминирует философское творчество, которое пронизывает все остальные компоненты, тяготея к их гармоничному сочетанию. Вне подобного образа жизни, творческие индивидуальные самоутверждения затруднительны и малопродуктивны.

Творческая функция философского образа жизни состоит: в обеспечении оригинального видения бытийнных процессов, креативной проникновенности в их сущность, уверенности в правомерности поиска, его социальной востребованности, появлении творческих находок. Несостоявшиеся разработки, непостигнутые закономерности, неосуществленные замыслы наносят вред линии философских исследований, горизонту философского пути, сжигают человека изнутри. Культура образа жизни делает философское творчество способностью самого бытия, содействует приходу такого состояния, когда все кстати: и ум, и талант, и энергия дела, все благоприятно сходится в одной точке [173, c. 375].

В момент наивысшего творческого напряжения раскрывается не только интеллектуально-креативный потенциал, мощно заявляет о себе сформированная творческая манера, но и увеличиваются масштаб личности, яркая доминантность творчества как человеческого атрибута. Исторически изменяющаяся человеческая сущность, каждый раз на новом, более сложном отрезке социального вектора, выходя за рамки уже апробированного, стремится к системному многонаправленному освоению мира с возрастающей результативностью, совершенствованию модели творчества. В точных науках важны единые методологические и методические подходы. В философии реализуется их множество в анализе неизведанного. Поэтому философскому образу жизни с учетом индивидуальных проявлений психики, мыслительного тонуса, морально-ценностного отношения к задачам деятельности важно обеспечивать разнообразные возможности к подобному многоаспектному видению общественного – и самобытия, чувство внутренней убежденности, препятствовать безоглядной недальновидности и гносеологической неистинности.

Его творческая функция проецируется на обеспечение концептуального строя в осуществленном анализе, активизации прогностицизма, стойкости философско-методологической ориентации. Творческие философские интенции – хрупкие образования, требующие для различных мыслителей своеобразных условий при неповторимом видении Универсума, экзистенциальной рефлексии, парадоксализме, оригинальной тональности существования. Одного утомляет нетривиальное оформление жилища, им востребован традиционализм, другого – умственно и эмоционально тонизирует запах яблок в ящике письменного стола, третьего – настраивают на оптимистический лад букеты цветов, иных они печалят, четвертого – неустроенность жизни сводит с ума, пятого – закаляет. Одни мыслители предпочитают жить незаметно. Напротив, представители гистрионического типа испытывают потребность тщеславно привлекать к себе внимание, особенно в периоды социальных потрясений. Таким образом, творческая функция философского образа жизни полиаспектна. Только философский образ жизни по своим характеристикам может выполнять множество регуляций: это и наибольшая полнота проявлений сущностных сил мыслителя, жизнеутверждающее вдохновение и эффект поисковых тенденций интеллекта, ассоциативности, гибкости мышления, интуитивизма и дискурсивности.

Еще одну функцию нужно отметить в философском образе жизни деятельностную. Она предполагает организацию образа жизни философа оптимально для достижения наилучших результатов в философском творчестве. Естественно, что образ жизни здесь в полной мере будет отражать индивидуальные особенности мыслителя.

Если рассматривать деятельность философа в контексте ее макроструктуры, то, безусловно, в ней превалирует деятельность внутренняя, теоретическая [117, c. 101]. Конечно, мы наблюдаем и практические компоненты: ознакомление с литературой, написание трудов, общение с коллегами, чтение лекций, проведение семинаров, участие в конференциях и симпозиумах. Однако они берут свое начало в мыслительной деятельности философа. Интерес к познанию, необходимость решения важных, актуальных прежде всего для него самого вопросов формируют и мотивацию к организации определенного образа жизни, который бы помог решить поставленные вследствие этого цели и задачи. Образ жизни философа раскрывается в системе познавательных действий. Причем необходимо отметить, что они содержат как активную, так и внешне пассивную стадии. Часто в его поведении можно заметить моменты задумчивости, созерцательности, слежения за посторонними объектами, процессами и явлениями. Внутренняя сосредоточенность на проблеме подчас не видна стороннему наблюдателю, но она предваряет акты деятельного труда. Это роднит философскую деятельность со всеми видами творчества.

Нужно заметить, что противоречие созерцательной и деятельной ролей философа в истории философской мысли здесь может быть снято. В немецкой классической философии И. Фихте акцентирует внимание на деятельности субъекта, роли «продуктивного воображения» в процессе познания, проявлении «активности «внутреннего», априори заложенных («положенных») форм самосознания…» [87, с. 114]. К. Маркс в известных «Тезисах о Фейербахе» подчеркивает преобразующий характер философской деятельности [175, c. 59]. К этому важно отнести и яркий активизм Ф. Ницше. Данной тенденции противостоит самоуглубленность исихазма, европейской и русской религиозной традиций. Но активное изменение реальности не исключает и длительные периоды погруженности в обдумывание. Причем меру активности деятель определяет сам. Некоторые мыслители считали необходимым участвовать в политической, культурной жизни региона, страны (Платон, Ганди, Л. Толстой), другие – уходили лишь в творческую деятельность. Важным содержательным элементом активности творцов является этическая составляющая. Будучи практической философией, она предлагает деятельный путь достижения идеала, подчас чрезвычайно длительный и сложный, регулируя отношение к добру и злу, праведному и брутальному.

Необходимость передавать знания обществу формирует социальный аспект его деятельности. В связи с этим одной из задач современной системы образования и воспитания можно назвать ознакомление ребенка, подростка, взрослого с возможностями философского освоения мира [234].

Особая роль в данном процессе отводится философизации образования, обучения и воспитания. Она нуждается в системной теоретической и технологической доработке. Многие мыслители, философы и ученые работают над проблемой привития с малых лет интереса человеку к осмысливанию происходящего, к сущностному видению бытия [54, 68, 265]. Плодотворными эти поиски являются в педагогике, где определяются пути философского освоения ребенком мира (США, Германия, Польша, Украина и другие страны) [228]. Некоторые исследователи опираются на развитие логического мышления у ребенка, другие ― на формирование интуитивно-рационального философствования, третьи проводят философскую «ось» в преподавании школьных дисциплин. Большинство педагогов и психологов ведут речь о развитии философского видения мира у ребенка, начиная с 2–3 лет, а порой ― и раньше. Представляется, что оптимальной будет именно линия непрерывного философского образования у детей, начиная с простейших философских элементов и заканчивая обдумыванием сложных, противоречивых философских проблем. Причем, в этой системе найдут свое место как традиционные формы обучения, так и новаторские методики [162].

Ребенок, подчас талантливый, не может войти во взрослый мир со своей креативностью: во многом существующее воспитание и образование противоречат этому. В современной системе обучения знания передаются как истинные и неизменные, их остается лишь заучить. Традиционное воспитание чаще всего основывается на требовании соблюдения определенных, четко установленных правил. Учитель и воспитатель стараются передать все лучшее из усвоенного ими, но чаще всего не создают возможности развитию уникальной личности. Маленький человек не вписывается в систему, сформированную взрослыми, и постепенно теряет интерес к познанию, веру в возможность изменить мир и самому реализовать себя в жизни. Таким образом, не используется огромный человеческий потенциал для всех видов деятельности.

Естественным началом возникновения интереса к философии служат многочисленные детские вопросы. Если вдуматься, все они имеют философскую составляющую и остается лишь сконцентрировать внимание ребенка на обдумывании, изучении интересующей проблемы. Но вечно спешащие взрослые зачастую отмахиваются от «глупых «почему?» и постепенно отвращают малыша от увлекательного мира, достойного удивления. Создав ненавязчивую систему занятий с двух-, трехлетними, мы закладываем фундамент глубокого изучения и природы, и общества в будущем. Данный этап предпочтительно назвать первичной философизацией. В рамках этого этапа постепенно нужно переходить к обсуждению все более сложных тем, широко используя яркие образы, аналогии, сюжеты сказок, притч [5]. Здесь «сработает» метод Фрезе [228, с. 2, 6–9], использующий открытость ребенка, его увлечение мечтами, фантазиями.

В школе, в младших классах, можно постепенно дополнять этот метод системой Липмана и Метьюза [228, с. 2–5], ненавязчиво «вплетая в ткань» обучения логические построения. Однако образность, наглядность, близость эмоциональному миру ребенка еще доминируют в этом возрасте. В средней и старшей школе целесообразно усилить рациональный контекст философского изучения, широко используя этические, эстетические, историко-философские конструкты. Но важно помнить, что столь сложное знание нуждается в изложении, близком и понятном детям. Более того, усталость от абстрактного знания порождает безразличие. Целесообразно умело перемежать теоретические и практические моменты, дополняя сугубо философскую информацию, например, интересными биографическими фактами, рассказами о специфике образа жизни и мышления философов. На этой ступени стоит дополнить школьный учебный план пропедевтическим курсом логики, основами риторики. Философский принцип будет уместен и при чтении естественно-научных дисциплин.

Такая подготовка поможет бывшим школьникам значительно легче воспринять вузовский курс философии, работать с философскими понятиями и категориями, совершенствовать культуру своего разума и поведения. Важно этот предмет сделать насыщенным, обобщающим, многоаспектным. Философия призвана стать мировоззренческим инструментом и познания, и деятельности, расширить горизонт видения современных сложных проблем, быть основой для разрешения противоречивых, парадоксальных ситуаций [194]. Несомненно, плодотворно продолжить изучение логической, риторической, этической, эстетической тематики.

Владение подобным знанием позволяет любому специалисту решать стратегические и тактические задачи на своем жизненном пути, дает возможность оптимально обдумывать и действовать, не попадая под чье-либо манипулирующее влияние, а максимально используя полезный приобретенный опыт. Представляется, что этот этап можно назвать вторичной философизацией, где на основе усвоенных знаний возникает мудрое единство теории и практики, которое, несомненно, будет востребовано в жизни.

Коммуникативная функция также важна для выяснения сущности философского образа жизни. Общение уже давно рассматривается как один из компонентов образа жизни. Оно процессуально и является механизмом передачи социальной осведомленности [140]. Именно общение позволяет постоянно воспроизводить все многообразие отношений между людьми и выступает одним из связующих звеньев, через которые осуществляется взаимовлияние субъектов и их образов жизни [6, с. 111]. Уникальность философского и научного образов жизни состоит в общении с современниками и с мудрецами давно ушедших эпох. Нужно отметить развитие как внутреннего диалога философа с самим собой, со своими оппонентами, так и наличие при необходимости широкого дискуссионного поля для выражения своих взглядов [164].

Небезынтересно рассмотреть соотношение таких противоположностей как общение и обособление. Общение − деятельная субстанция кооперирования членов социума (В. Мартыненко). Обособление − такой вид общественной связи, при которой взаимодействие личности в кругах ее общения временно уменьшается для творческого усвоения полученной информации, соотнесения ее сущности с собственным «Я». Обособление – антитеза общению как форме деятельности и поведению человека.

Общение и обособление неразрывны, их гармония помогает человеку ощущать коммуникативное равновесие. Это две противоположные стороны социальных отношений. Благодаря им происходит накопление информации, усвоение полученных знаний. Общение и обособление возникают и формируются на основе потребностей и интересов людей в ходе исторического развития общества. Чрезмерное обилие форм общения может нивелировать личность, вызвать потерю индивидуальности. Гипертрофия обособления приводит к отчуждению, утрате жизненных ориентиров. Общение и обособление − реальное бытие социальных отношений, их всеобщие формы существования, где люди «как физически, так и духовно творят друг друга». Закон общения – обособления (П. Кряжев) выявляет роль и значение взаимозависимости его составляющих, направленность их развития [112, c. 153–154]. История становления общества демонстрирует, что эти компоненты нельзя рассматривать как последовательную смену одного другим. Взаимопроникая, они взаимодействуют в единстве. Сущность диалектической зависимости общения-обособления отражает неразрывность контактов членов социума, различных общественных подсистем [139]. Происходит выявление объективной необходимости гармонии данных процессов для оптимального развития личности и системы общественных отношений. Закон обнаруживает постоянный характер подобных соединений на всех этапах развития социума (В. Тугаринов), но одновременно констатирует определенную специфику их взаимодействия: в первобытном обществе господствующим является общение при коллективном образе жизни. С разделением труда, появлением частной собственности, социального неравенства приоритетными становятся рост и увеличение форм обособления, которые со временем приобретают в итоге все разновидности индивидуализма и элементы отчуждения. Эта тенденция становится определяющей и для некоторых философов.

Социальные законы имеют статистическую природу. Они выполняют функцию стабилизации социального организма, обеспечения его целостности. Выражая связь массовых социальных явлений, усредняют в себе результат множества индивидуальных действий людей. Данный закон в своем осуществлении характеризует тенденцию устойчивого изменения массового сознания к определенному состоянию через систему индивидуальных актов деятельности. Нарушение гармоничного соотношения общения-обособления в социуме деформирует характер объединений людей, системы ценностей личности, группы, общества, способствует возникновению тотального отчуждения. На уровне личности степень плотности, этапность общения-обособления зависят от ее социальных ролей, специфики деятельности, кругов общения, социально-целевой обоснованности жизненной направленности, степени общественной активности, а также − возраста. Их дисбаланс предопределяет резкие формы проявления интровертивности и экстравертивности. Он чреват односторонностью в развитии личностных черт, трудностями адаптации к социальный нормам, нереализованностью, приводит к личной неустроенности и одиночеству, к различным патологиям в социальном поведении.

Таким образом, противоположности могут, идя от своего единства через существенные различия, образовывать противоречия под влиянием общественной атмосферы, нарушения соотношений потребностей и социальных интересов. В таком случае оптимальность их связи нарушается, процесс выходит за рамки меры и, как следствие, деформируются системы деятельности и личные приоритеты. Начинается господство или отчуждения, или конформизма. Природа закона, его культура требуют деликатной регуляции данных коммуникативных ситуаций, перспективного видения их тенденций, дабы устранить опасность односторонности, абсолютизации и деформацию образа жизни личности.

Образ жизни − форма жизнедеятельности, типичная для определенной социальной группы, личности, обоснованная исторически-конкретными общественными отношениями. Это целостная структура, образованная комплексом элементов материальной и духовной жизни. Для личности она представляет собой синтез социально-типического и индивидуально- неповторимого в деятельности, поведении, складе мышления.

Философский образ жизни – воплощение диалектического единства способов реагирования мыслителя на общественные потребности, культуры интеллектуальной деятельности и мировоззренческой устремленности. Данное понятие позволяет обрисовать профессиональные качества, признаки неизбывности целенаправленного творческого интереса, потребности в глубоком философском осмыслении природных и социальных явлений с целью увеличения общественного блага, оказания помощи обществу в разрешении проблем и устранении сложных противоречий.

Главная черта философского образа жизни – системность, которая демонстрируется через индикаторы, позволяющие охарактеризовать его как творческую сущность личности мыслителя, неординарность и масштабность мышления, глубинную специфичность видения мира, необходимость в структурно-функциональном анализе бытийных процессов, раскрытия их сущности, неподдельный интерес к человеку и окружающему миру, преданность и строгая приверженность своим идеям.

Как упоминалось ранее, философы всегда в большей мере нуждались в обособлении для тщательного анализа трудов предшественников, формирования своих сущностных идей и принципиально новых позиций. Многие философы необыкновенно ценили и ценят часы и минуты уединения, возможность для интенсивной внутренней работы. Однако без различных видов и форм общения философ тоже не состоится. Это общение с коллегами непосредственно, с помощью книг – опосредованно. Большое значение могут иметь даже периоды эмоционального отдыха в кругу друзей, моменты непрофессионального общения. Конечно, мера равновесия общения и обособления в философском образе жизни у всех мыслителей разная, что отражается на характере связей и отношений философа с миром, создании условий для индивидуального творчества.

Следует отметить и роль регулятивной функции при анализе философского образа жизни. Сама философия содержит в себе регулятивно-организующие элементы. Существует представление, что одной из ведущих задач философии является нахождение прочной основы, на которую опиралась бы система знаний и деятельности человечества [298, s. 7]. Именно решение этой проблемы поможет упорядочить, систематизировать общественные нормы в человеческом обществе.

Структуризация своего продуктивного времени и творческого пространства позволяет самому философу успешно решать поставленные перед собой задачи. Несмотря на нестрого определяемый характер деятельности творца, можно выделить общие регулирующие моменты его трудового процесса.

На первых этапах происходит наименее «видимый» период обдумывания творческого замысла, когда идет группировка и компоновка возникших мыслей, продумывание способов воплощения будущего произведения, перспективы его обнародования и обсуждения. Выявляются проблемы, неизбежно возникающие в ходе начатой работы. И постепенно автор переходит к формулированию главной идеи будущего творения, разделения ее на ряд подчиненных идей. Опираясь на этот первоначальный план, определяются ведущие цели и подцели работы. Постепенно проясняется структура так называемого в теории управления «дерева целей». В творческой активности оно представляет собой синтез новаторских комплексов и способов их реализации. На этой базе мыслитель вырабатывает представление о стратегическом движении в эвристическом процессе, определяет задачи, средства и пути решения задуманного, достижения основного назначения.

Само созидание у каждого Мастера проходит весьма индивидуально. И здесь доминантой является автор, как генератор идей всего произведения. В данный период особую роль играет именно умение организовать свой образ жизни. Соблюдение нужного режима деятельности, отсутствие посторонних отвлекающих факторов, комфортная организация рабочего места: кабинета, библиотеки; чередование периодов труда и отдыха позволяют эффективно решать поставленные задачи. В противном случае возникают неудовлетворенность, нервозность, раздражительность у деятеля, срываются намеченные сроки создания задуманного, растет напряженность в общении с домашними, друзьями, коллегами. Поэтому в таком случае важно совместить свободу креативного полета и удобную форму воплощения творческих замыслов.

Результирующий процесс – оформление созданного, подведение итогов. Чаще всего сам автор остается удовлетворен лишь частично своей работой. Ему становятся ясными многие несовершенства сделанного, допущенные ошибки, что нередко служит толчком для будущих проектов либо совершенствования прежних. Регуляция своих планов, координация в их осуществлении представляют перспективную линию философского труда.

Важным моментом в жизнедеятельности философа есть вопрос о ресурсах его творчества. Восполнить запас интеллектуальных, духовных, душевных сил бывает очень не просто. Особую сложность эта регуляция представляет во враждебной среде, среди непонимающих мыслителя людей. Но и в благоприятных обстоятельствах философу необходимы смена деятельности, получение новых эмоциональных переживаний, общение с миром искусства, дружеские связи. В противном случае неминуемо наступает момент проявления «синдрома профессионального выгорания».

Нужно отметить, что философский образ жизни в меньшей степени связан с внешней средой, чем, скажем, научный в области естествознания. Ученому необходимо координировать свою деятельность, руководить творческим научным коллективом, беспокоиться о подборе оборудования и материалов, информационного обеспечения, заниматься вопросами финансирования программы. Философ также зависит от информационной среды, в которой работает, и в большей степени от особенностей своего мышления. Нельзя говорить о том, что аналитико-синтетический структура мыслительного процесса ученого не важна. Речь идет о преимуществе внутреннего, индивидуального, творческого видения поставленных проблем.

Неорганизованность, «богемность» образа жизни многих талантливых людей не позволили им раскрыться, совершить в жизни то, на что они были способны. Давно замечено, что именно упорство, настойчивость, четкая регламентация собственного труда, заинтересованность, умение ждать, видеть перспективные моменты в жизни помогают многим добиться достаточных успехов. И понятно, что в данном случае именно форма (образ жизни) является системообразующим и кристаллизующим элементом для философского содержания. Великие философы, прежде всего, действительно предстают и как великие труженики. Их умение каждодневно организовывать свою жизнь наиболее оптимально с точки зрения собственных потребностей и временных возможностей позволило «свернуть горы» в философском знании.

Наработанный навык организации собственного образа жизни помогает философу обучать этому и своих учеников, последователей, коллег. Здесь важны личный пример жизненной биографии мыслителя, его авторитет, характер достигнутого, рассматриваемые в ходе наблюдений, общения с ним. Значимые «философские фигуры» интересны с точки зрения не только совершенных открытий, но и как образец для изучения их творческой лаборатории.

В раскрытии представленной функции нужно отметить еще один аспект. Возможность организовать собственную продуктивную деятельность позволяет многим философам оптимально регулировать работу различных объединений: институтов, обществ, кафедр. Безусловно, чтобы провести даже одноразовую акцию (конференцию, семинар, симпозиум), требуется много времени и сил именно на эффективный труд формообразующей составляющей, чтобы мероприятие имело успех и принесло желаемые результаты [85; 208; 303].

 

Многообразие функциональных характеристик делает философский образ жизни единством содержательных и формальных элементов в философском творчестве. Все они составляют целостный ансамбль возможностей для создания продуктивного потенциала духовной сферы.

 

Лысенкова Владлена Витальевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии

Харьковской государственной академии культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

продолжение следует...

 

 

1.1. Понятие «Образ жизни». Философский образ жизни и его структура

1.2. Генезис и становление концепта «Философский образ жизни» в истории Философии

1.3. Философ как системообразующий субъект философского образа жизни

1.4. Полифункциональная природа философского образа жизни

 

- анекдот про ролевые игры вместо эпилога:

Жена, которая любит играть в ролевые игры говорит мужу:
- Давай изобразим немецкий порнофильм.

Сначала починим кран, затем займемся любовью.
Муж: - Давай лучше изобразим украинский Парламент.

Пожрем,поболтаем и спать ляжем.

 

 

При желании обсудить ролевые характеристики философского образа жизни можно тут:

Comments:

 

Добавить комментарий

Будьте вежливы и ненавязчивы.
Будьте добры и будьте счастливы!


Защитный код
Обновить

bengal cat


Поделиться

Спасибо за поддержку!

Авторизация

Мы рады Вас видеть на нашем сайте

До новых встреч!




Может быть интересным:

Другие статьи, материалы...


Яндекс.Метрика
orjinal elektronik sigara joyetech evic vt joyetech dunyasi