Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография) Глава 1, 1.2.
 

482 развлечения для ума

аматорский информационный портал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Титульная страница Интересные факты ( музеи и зоопарки мира, путешествия, прошлое, настоящее, будущее) Философия Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография) Глава 1, 1.2.

Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография) Глава 1, 1.2.

Печать
культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В - анекдот про неудачника вместо эрпилога:

Я, вступая в клуб неудачников,

торжественно клянусь ничего не делать для исправления своей жизни,

сидеть ровно и не дергаться. А если нарушу клятву, то пусть постигнут

меня успех, слава и всемирное признание.

 

 

 

Культуросозидающая сущность философского образа жизни



Глава 1. Философский образ жизни как элемент образа жизни

 

1.2. Генезис и становление концепта «Философский образ жизни» в истории Философии

 

Термин «философский образ жизни» введен Т. Кампанеллой (1568–1639) в произведении «Город Солнца» [94]. В философской литературе отсутствуют изыскания о возникновении термина, о позициях автора в его обосновании. Для нас актуально изучение специфичности исторического времени, конкретных обстоятельств, мотивации и аргументов мыслителя в этом процессе [151]. Поэтому данный материал станет основой для выявления соотношений термина с другими понятиями, для дальнейшего углубления знаний о его структурно-функциональных закономерностях, проявления методологической основы замысла.

 

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

Список литературы

 

 

 

 

 

Важно уяснить объективные основы его введения, осознать внутреннюю потребность в этом акте у созидателя, последующие изменения в трактовке термина, возникающие при дополнении, углублении содержания, постижении сущности. Подобного рода поиски помогут определить специфику преобразования его в концепт и затем в философское понятие.

культуросозидающая сущность философского образа жизни - монография Лысенковой В. В

В частности перед нами стоит задача конкретизации содержательных параметров термина «философский образ жизни», рассмотреть исходные теоретические и историко-методологические данные, соотнести их с современными представлениями о нем. Перспективно проанализировать творческую лабораторию Т. Кампанеллы для того, чтобы глубже понять трактовку вводимого им термина, отметить предполагаемые автором его особенности.

Творчество, сущность философского учения, мировоззренческих позиций и жизненного пути Т. Кампанеллы – изучали многие авторы: Л. Воробьев, В. Волгин, П. Лафарг, В. Асмус, А. Горфункель, В. Кружков, А. Штекли, И. Зильберфарб, В. Соколов, А. Маковельский, Ш. Мамедов и другие. Но они не акцентировали внимание на значимости введения термина «философский образ жизни». Осуществлялось исследование творческого пути Т. Кампанеллы, философских идей, учений, детализировались позиции по отношению к научным открытиям того времени. Особо рассматривался вклад пассионария в развитие утопического социализма.

В эпоху Нового времени на специфический характер образа жизни философов обратил внимание К. Гельвеций в своем труде «Об уме». Он, наряду с разработкой понятий «великий гений», «светлый ум», «остроумцы», «пронзительность и острота ума», «светский ум», «злоречие», «всезнайство», «модный ум», «ум правильный», «верный ум», утверждал, что философы нуждаются в «особом образе жизни» [38, с. 444]. Но при этом виднейший французский материалист не рассматривает его параметры и сущность. Безусловно, для нас и такой поворот чрезвычайно интересен.

Термин «философский образ жизни» затрагивал в своих работах К. Ясперс. В 70-х годах XX века в литературной публицистике было упоминание о столь редком кампанелловском термине (Е. Богат), но научная оценка позиции философа-утописта не состоялась.

Как показывает анализ, введение данного термина Т. Кампанеллой базировалось на глубоком осмыслении им идей Сократа и практической педагогической деятельности Платона.

Утверждения Сократа о необходимости формировать «умение жить как подобает», где должна преобладать «абсолютная ценность нравственного намерения», стали основой стоической философии. Но и в дальнейшем составили методологическую основу характеристики образа жизни философов, представляя его как образец для всех остальных людей. Сократ в своей последней речи на суде говорил, что постоянно был озадачен пробуждением совести, разума у афинян, и это была его основная жизненная стезя. Он не уделял должного внимания ведению домашнего хозяйства всегда, от этого терпел много лет разного рода неудобства, но не сетовал на это. Великий мудрец не стыдился своей бедности и ничего не делал ради собственного обогащения. Просто он жить не мог, не обучая сограждан азам логического мышления, не преодолевая их равнодушие к философии и наукам. В ином случае он ощущал бы игнорирование своего нравственного долга и ответственности перед современниками. Умирая во имя справедливости и уважения к закону, во имя служения чистым и высоким идеям [182, с. 190], Сократ демонстрировал своим поступком верность канонам философского образа жизни – быть примером во всем для всех, являть критерий порядочности и величия души, а не только обсуждать моральные темы.

Беседуя с людьми на улице, на рынке, он всегда стремился пробудить их от «нравственной спячки», создать основу для их морально-нравственного и интеллектуального совершенствования.

Сократовские откровения о характере образа жизни философа и его мировоззренческих принципах старался практически воплотить Платон. Он организовал Академию и, кроме преподавания философии, прививал слушателям навыки философского образа жизни. Позиции Сократа были взяты за основу процесса обучения.

В своей педагогической деятельности Платон искал пути и средства формирования гармонически развитой личности. Мэтр воспитывал у своих слушателей тягу к добродетели, а не к удовольствиям. Рекомендовал отказываться от чувственных наслаждений, соблюдать умеренность в пище, приучал руководить своими желаниями, подсказывал, как в самовоспитании достичь максимального управления эмоциями, чувствами, действиями, поступками, отношениями и общением.

В его Академии практиковалось проведение личностного и философского рефлексирования, обучение подготовке ко сну, расслаблениям, чтобы устранять проявления агрессии и фобий. Платон настаивал на необходимости сосредоточения на будущих добродеяниях, обращения к высоким чувствам и возвышенным мыслям, анализируя эстетически совершенные предметы. Советовал не впадать в аффективное состояние при несчастьях, не сетовать на жестокости судьбы. Существенно мобилизовывать силы на преодоление возникших трудностей, внутренне настраиваться на спокойствие и рассудительность. Умение ценить дружеское общение, быть благодарным за поддержку – станут первоосновой положительного восприятия бытия. Ориентация на преобладание аскетического образа жизни, по Платону, должна быть определяющей как в материально-телесной, так и духовной сферах: меньше тратить времени на сон, стремиться больше сделать хороших дел, оказывать помощь слабым. Для продуктивности ума, руководя эмоциями и чувствами, перспективнее направлять все интеллектуальные силы на познание, развитие своих дарований и творческих способностей.

Платон вместе с учениками и слушателями анализирует сократовские фразы: «Я знаю, что я ничего не знаю, а другие не знают и этого», «Жить, не разобравшись в жизни, не стоит» и делает вывод, что без освоения этих постулатов человек просто не достоин подобного дара. Нерефлексирующая личность в большей мере занята своими материальными и денежными проблемами, в то время как надо настоятельно заботиться «о душе, чтобы она была как можно лучше» [196, с. 20]. Не получение почестей и жажда славы должны быть путеводителями философов в жизни, а социальная активность, творческая продуктивность, боязнь нравственной спячки и утраты духовных интересов.

Таким образом, в своей педагогической деятельности Платон, опираясь на заповеди Сократа, сделал некоторые выводы о том, каким должен быть философский образ жизни. Он считал, что последний крайне необходим и обществу, являясь выражением всеобщей высокой культуры. По его мнению, и государственные деятели должны быть философами для глубинного понимания общественных и социальных процессов, формирования перспективного мышления и эффективного управления сообществами.

Мимо подобных откровений и многообещающих разработок великих мыслителей не смог пройти Т. Кампанелла. Его пытливый и глубокий ум в многолетнем увлечении греческой философией нашел в ней много положений, подготовивших его к формулированию термина «философский образ жизни».

К этому времени его жизни уже была известна радикальная политическая программа Т. Мюнцера (1490–1525) – крупного деятеля «народной реформации» периода Великой крестьянской войны в Германии. В ней содержались требования отмены частной собственности, ликвидации сословий, введения всеобщего равенства. Потрясала общественную мысль «Утопия» Т. Мора (1478–1535), наполненная гуманистическими идеями переустройства мира. Италия продолжила эту традицию творчеством Т. Кампанеллы.

Жизнь Италии XVIXVII веков, в значительной мере утратившей в эту эпоху свою ведущую роль в перманентном европейском соперничестве бурно развивающихся капиталистических стран, выявляла резко обостряющиеся социальные противоречия. Раздробленность ее территории, постоянные противоборства княжеств, опустошающие и изнуряющие войны между ними, тотальное господство инквизиции создали условия для захвата ее интервентами. Юг Италии находился под испанским владычеством, что усиливало и без того тяжкий гнет крестьянства и ремесленничества. Утопические воззрения Т. Кампанеллы отражали надежды обездоленных. Он возглавил заговор с целью освобождения неаполитанской земли от власти испанских захватчиков. Но заговор был раскрыт, его руководитель и участники оказались в тюремных застенках.

Пусковой механизм по созданию нового этапа в развитии утопического социализма сработал в этот трагический период его жизни. Больше 27 лет провел он в инквизиторских казематах, проявив несгибаемое мужество, стойкость при многочасовых пытках, способность не выдать при этом имен соратников, неугасаемый интерес к познанию. Сидя десятилетиями в одиночной камере неаполитанской тюрьмы, во время морских приливов философ оказывался на долгие часы, а то и дни по горло в воде, так как она просачивалась сквозь стены. А по колено она стояла там всегда. Липкая холодная грязь, тяжелые кандалы на распухших ногах, язвы на щиколотках, ржавая цепь, которой прикован к сырой стене, необъятная мгла, изнуряющая тишина, вонючий нужник – вот параметры его карцера, называемого в тамошних застенках «крокодилья яма». Крайне скудную еду приносили не каждый день, поэтому невозможно было определить время. Пить давали только протухшую воду. Постоянно болело горло, в легкие зашла вода, проявлялись признаки гангрены. Но самое ужасное – пытки до крови по сорок часов кряду. А после них – два дня без сознания. Для того, чтобы сохранить жизнь, решился на единственно возможное, ― симулировал сумасшествие [44, с. 303].

И в таких условиях он в 1602 году сочинял страницы «Города Солнца», а в 1616 году ― мужественно писал книгу в защиту Галилея, в 1617 ― «Метафизику», позже ― трактаты по философии. Поражают уникальность его силы духа, непобедимая воля, морально-нравственное превосходство над истязателями. При полной зависимости от зоилов – палачей, участивших издевательства после неудавшихся попыток друзей организовать ему побег, мужество не покинуло его. Удивительно, что в своем стоичестве, сохранении достоинства и чести, в ужасе неослабевающих страданий он был озабочен перспективами жизни человечества. В столь кошмарных жизненных обстоятельствах Т. Кампанелла по сути продемонстрировал верность первостепенным параметрам философского образа жизни. Его презрение к ничтожеству тюремщиков не позволило пасть духом, озлобиться, при непрерывных терзаниях не дало возможности тотально сосредоточиться только на своей судьбе, жалостливо и униженно просить злодеев о пощаде. Вопреки трагическому многолетнему мучению в мокром каземате, он явил небывалую крепость духа, неординарный интеллект, преодолевающий стены тюрьмы, безграничную креативность, силу сверкающей для него мечты о благополучном будущем людей. Будучи нравственно великим, совершившим подвиг могущества духа, итальянский интеллектуал направил все силы на разработку высоких философских и научных материй. Собственные многочисленные горести и беды не девальвировали его мечту о солнечных далях социума.

Названный столь специфично труд: «Город Солнца, или Идеальная Республика. Поэтический диалог» при всей своей утопичности манифестирует многоаспектный замысел автора, свободу ассоциаций, панорамное видение тенденций бытия, футурологичность помыслов [94]. Идея книги родилась из положений Калабрийской программы борьбы против испанского господства на территории Италии. Это произведение – завещание не поддаваться низким влияниям времени, титаническому диктату глупости и невежества, уметь превращать энергию страданий в эффективную деятельность творчества. Он заповедал противостояние одухотворению лжи и бессмыслицы, ухищрениям зла, грубого утилитаризма, тине добровольного холуйства перед сильными мира сего.

Не каждый может выявить способность к сверхусилиям, то есть к сосредоточенному и длительному напряжению воли, особенно в среде повышенной жестокости и опасности. Т. Кампанелла явил нам не только моральный, нравственный, но и интеллектуальный образец философского бытия. Распространено мнение, что лишь тот, кто был безмерно несчастлив, способен умудриться душой и духом, переступить порог вечности. Великого социального утописта явно необходимо отнести к их числу.

Его великая мечта и стремление ее конкретизировать, вывести на уровень философских понятий одновременно привела и к необычной силе обобщения в виде термина «философский образ жизни» [94, с. 149]. Термин включает большое количество параметров, детализаций как стиля [247, с. 34], так и образа жизни. Сюда относятся визуальные компоненты: смысложизненные, мировоззренческие, ценностно-ориентирующие, коммуникативные, этические и эстетические.

Так, автор эстетическое оформление среды обитания в городе Солнца рассматривал как необходимое информационное условие воспитания подрастающего поколения, всеобщего облагораживания нравов. Эстетически воздействовало на горожан изумительное искусство в росписях храмов, украшение его полов ценными камнями и золотом. Внешние стены домов декорировались превосходной живописью, в строгой последовательности отображающей достижения всех наук: изображения математических формул, геометрических фигур, алфавитов многих языков, видов деревьев, цветов и трав. Сведения биологические, медицинские, астрономические, технические, праксиологические, эргономические, исторические неназойливо усваивались детьми во время ежедневных прогулок. Они с удовольствием учились, проявляя недюжинные способности и таланты, с желанием приобретали навыки различных ремесел.

Система управления всеми делами города осуществляется главным верховным правителем – первосвященником и его соправителями – Мощью, Мудростью, Любовью. Они руководят хозяйственной деятельностью, функционированием общественного достояния, развитием искусств и наук, военными делами. Жители города – государства питают любовь к Отчизне, отличаются преданностью к ближним, заботой о болеющих, нуждающихся в помощи.

На иные должностные посты назначены Щедрость, Мужество, Правосудие, Целомудрие, Усердие и другие. Избираются на эти руководящие места те, кто с детства проявил себя наилучшим образом и обладает необходимыми для этого способностями. По мнению Кампанеллы, философский образ жизни включает в себя регуляцию материального производства и материальной деятельности, наук и образования, воспитания и совершенствования личности, всех других элементов духовной сферы.

Обучение детей фундаментальным знаниям, искусству, ремесленным навыкам происходит целенаправленно, соответственно общественным потребностям. При выдвижении кандидатур на пост правителя прежде всего учитываются философские наклонности, а затем – нравственные черты, знания истории, физики, способности к политическим делам. Бытовая жизнь организуется соответственно моральным нормам, где есть место заботе, вниманию к старшим, состраданию к ущербным.

Провинившихся в чем-либо граждан наказывают лишением трапезы, общения, почетных преимуществ. Т. Кампанелла конкретизирует правила жизнедеятельности общества, упорядочивание государственного и судебного ведения дел, функционирование общественной собственности, специфику процессов труда, принципы регулирования деторождения для улучшения потомства, устои гигиены, питания, спорта, культуры, ношения одежды. Он детализирует на основе учений Сократа и Платона содержание этических норм труда, поведения, общения и отношений. Солярии горды и очень дорожат философским обоснованием собственных позиций и правил жизни. Руководители тщательно изучают настроения, мнения, прегрешения членов общины для наилучшего поддержания требуемых порядков, а также производят научные изыскания социальных изменений [94, с. 179]. В своих футурологических расчетах они ориентируются на научно-техническое создание в будущем самолетов, подзорных и слуховых труб, других приспособлений для изучения Вселенной. По их предположениям грядет гендерная эра, что чрезвычайно плодотворно скажется на общем ходе развития социума и самих горожан [94, с. 188]. В солнечном государстве особо почитаются деятели науки, изобретатели, люди ищущие, разнообразно талантливые.

В среде жителей города Солнца царят дружество, взаиморасположение, симпатии, неприемлемы жадность, лицемерие, скряжничество, себялюбие, эгоизм, предательство. Нарушивших правила жизни наказывают вплоть до смертной казни. Но тюрем нет, различных форм лишения свободы не существует. Солнцелюбы особенно грозно возмущались, что почитаемого ими философа много десятилетий держали в ужасающих условиях в тюрьме, часами пытали, ведя допросы. Их изумляло, что палачи не могли подняться до осознания величия его духа, преклонения перед его талантом, волей и мужеством.

Все эти подробные разработки, по мнению автора, характеризуют философский образ жизни, который ведет община. Это возможно только при общественной форме собственности, которая влияет на содержание и моральные нормы нравов, помыслов, потребностей и мировоззрения. Подобные параметры Т. Кампанелла считает всеохватывающими для философского образа жизни: здесь и материально-производственный компонент, и технико-экономический, и государственно-судебный, и военно-оборонительный, и научно-познавательный, воспитательно-образовательный, коммуникативно-педагогический и социально-этический. То есть он трактовал философский образ жизни синергетически, как систему, самоохватывающую все стороны бытия на основе философского понимания многоаспектных закономерностей общественного устройства. По его мнению, социальные сферы должны быть научно и философски планируемы, строго планомерно регулируемы. В таком случае и общественные отношения становятся приемлемыми для всех людей. Обращает на себя внимание тот факт, что неаполитанский футуролог не делает философский образ жизни статусно-профессиональной принадлежностью одного социального слоя – деятелей науки, мыслителей, занимающихся изыскательским и преподавательским трудом. Он доказывает, что рационально организованной может быть общественная жизнь для всех граждан государства и только на основе глубоко философского осмысления всех процессов Универсума. Диалектика потребностей, трудового участия, социального равенства, плодотворной жизнедеятельности требует философского изучения и научного доказательного аргументирования. Это позволяет осуществлять дифференциацию в подходе к нуждам соотечественников, оценке их дарований, индивидуального управления мировоззренческими устоями личности в процессе ее становления. Философски обоснованная педагогическая система в городе Солнца деликатно развивает способности детей, формирует атмосферу всеобщей доброты и заботы о них, психологический климат дружественного расположения взрослых друг к другу. Четырехчасовой рабочий день создает условия для постоянного саморазвития и самосовершенствования взрослых. На страницах своего произведения великий ученый размышляет о способах раскрытия талантов у детей, но научные средства решения вопроса в тексте не предложены. Он уповает на возможности астрологии. Показательно, что эту проблему он обозначил и осознавал как одну из наиважнейших для человеческого сообщества. Провозглашение философского образа жизни для целого народа на основе общественной собственности, как необходимого условия гармоничности, и утверждение нереальности его для малочисленного количества людей в условиях нищеты, недружественности и социального неравенства большинства, является лейтмотивом произведения. Убожество жизни толкает людей на подлые поступки. Жалкую подачку – как насмешку получил монах, выдавший Т. Кампанеллу и всех заговорщиков, боровшихся против интервенции испанцев. Великий узник утверждает, что нужда обрекает людей на моральное падение, деградацию их душ, тотальное негодяйство, преступления против добропорядочности и даже патриотизма.

Мыслитель убежден, что только философски грамотное народовластие способно создать гуманные отношения, продуманно использующее естественные законы природы и закономерности социальной сферы. Философ предвидел необходимость всемирного единения народов и был уверен, что оно приведет к союзу государств, всеобщему братству, поможет всему миру избавиться от эпидемий, голода, господства невежества и войн.

Несколько схематично выглядят представления социального утописта о путях искоренения эгоизма, по его мнению – худшего из зол, а также собственнических инстинктов, о создании равноправия полов, общности жен и ритуалов деторождения, о бытовых уравнительных тенденциях.

Небезинтересно отметить парадоксальные ситуации, предложенные в утопии: во главе государства стоит первосвященник, признается роль религии, церемонии молитв, использование астрологии, магии [255, с. 255] и одновременно утверждается необходимость философского и научного обоснования законов жизни коммуны. И в самом его учении сочетаются материалистические и идеалистические положения, научные установки и учение о магии, астрологии, эмпирические и схоластические тенденции. Говоря о необходимости увеличения практической силы наук, в своих философских трудах мыслитель не использовал научные открытия того времени [8, с. 53] или объяснял их с помощью астрологии [8, с. 55–58]. Внешне не отвергая идею Бога, в теории познания стоял на позиции материалистического сенсуализма [8, с. 68], не будучи скептиком, брал на вооружение аргументы скептицизма [16, с. 70] для нахождения достоверной опоры в познании.

Как и некоторые другие мыслители, великий итальянец был человеком парадоксов [222, с. 485] (греч. рaradoxos – неожиданный), – способным на необычные решения, мнения, нестандартные сочетания, противоречивые идеи, взаимоисключающие акценты. Мы знаем, что решения философов зачастую не согласуются с общепринятым здравым смыслом и господствующими убеждениями. Но, по-видимому, и вся его жизнь была на грани парадоксов: отец настаивал на том, чтобы сын был дипломированным юристом, а он, совсем юным, по собственной воле постригся в монахи ордена доминиканцев. Увлечение схоластикой и монашеством быстро сменилось разочарованием, поиском решений и ответов на волнующие вопросы в философских трудах [255, с. 247]. Самостоятельность мышления, обширные знания, креативность сознания привели к преследованиям и травле со стороны костного и невежественного начальства. В тюрьме, в заточении талантливый монах писал философские и научные труды. Вероятней всего, сила духа и творческий накал помогли ему выстоять против адской жестокости палачей.

Удивительно то, что молодой человек в рясе был главой заговора неаполитанцев, стремящихся освободить свою Родину. Озабоченность бедствиями угнетенного народа делает его апостолом противостояния социальному злу. Правда, его астрологический прогноз о благоприятной дате выступления заговорщиков не оправдался.

Поражает и такой диссонанс: по горло в воде, в кромешной тьме, после пыток сочиняется «Город Солнца» ― идеальная республика. Еще и уточнение«Поэтический диалог». Строил свое повествование в прозе, а корреспондировал его как строго поэтическую концентрацию замыслов по воспеванию гуманных отношений, бескорыстных благодеяний, подлинного человеколюбия между гражданами общества будущего. Им структурировались как исходное – совпадение морально высшего с нравственной нормой, перспективы безграничного развития интеллектуального потенциала народа и конвертация чувства свободы в чувство всеобщей ответственности. Откуда у доминиканца нашлись силы для изображения солнечной феерии? По-видимому, постоянно давящая тьма, потребность тепла и память о животворных лучах дневного светила, воспоминания о солнечном юге Италии, где он появился на свет и вырос, обусловили название книги и яркую мечту о лучезарном грядущем всех землян.

Парадоксальность состоит и в том, что, будучи современником Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, П. Гассенди, он по существу являлся философом Возрождения. Проявляя интерес к современной ему науке, остался отстраненным от мировоззренческих устоев Нового времени.

Современные философы многократно осмысливали закономерность наступления эпохи утопического социализма. Так, Г. Батыгин стоял на позиции, что утопическое сознание всегда пронизано ощущением социального кризиса [16, с. 288]. По нашему мнению, особенно важно то, что от чувствования последнего, именно философ в обеспокоенности грядущими трагедиями народов идет к исполинскому поиску выхода из переломного состояния. Мог ли в условиях жесточайшего, тотального диктата инквизиции неаполитанский свободолюбец не задумываться над тем, что ждет людей, не будет ли их будущее еще более ужасающим?

Еще С. Франк настаивал на том, что утопическое движение развивалось самоотверженными людьми, горящими любовью к людям, готовыми отдать свою жизнь на благо ближних. Они – святые, и в большой мере причастны к святости [257, с. 381]. По праву отнесем к этому лику благородных и монаха Т. Кампанеллу, жизнью и длительным подвигом оправдавшего свое прозвище «Колокол», призывавшим к интеллектуализму, доброжелательности, заинтересованности в человеческих судьбах. Всей своей жизнью и подвижничеством продемонстрировал верность истине, идеалам философского образа жизни.

С позиций сегодняшнего дня, современного уровня развития философии и социально-гуманитарных наук, информационной оснащенности некоторые осмеливаются чрезвычайно строго судить этого генератора философских идей, укоряя его в ненаучном подходе к анализу общественных закономерностей. Подвергая едкой насмешке изображенную Т. Кампанеллой регламентацию стиля и закономерностей философского образа жизни, не смущаются проявлять остракизм и неблагодарность. Более высокая степень цивилизованности, осуществившаяся во многом благодаря усилиям великих мыслителей, никому не дает права на непризнательность заслуг наших философских предшественников и снобистское высокомерие. Созданное ими было уникальным для того времени, требовало величайшего мужества в отстаивании собственных позиций. Неправомерно ни по каким ранжирам демонстрируемое брюзжание по поводу их замыслов, некоторых некорректностей, упрощений в трактовке социальных процессов. Интеллектуальный снобизм никому не делает чести, тем более, что в большинстве своем современные философы и социологи рассматривают утопию как разновидность общественного идеала, как предвосхищение [272, с. 31], как принцип любого прогресса [272, с. 29].

Чем резче и жестче неприятие окружающего мира, принципов среды обитания, тем востребованнее идеал, актуальнее искания, открытие средств совершенствования жизни. Исторически утопическая мысль многообразна. В произведениях каждого из авторов на фоне безоговорочного отрицания современных ему социальных порядков, в ярко обрисованном мире мечты часто проявляются мозаичность представлений, разительность отличий изображаемых иерархизированных социальных структур. Но здесь всегда присутствуют замкнутые, локальные сообщества, существующие вне всякой связи с внешним миром. При планомерном устранении противоречий они бесконфликтны, их эволюция дана схематично или предположительно, но иногда она не предусматривается вообще.

В ХХ веке жизнеутверждающие утопии с их гуманным образом жизни оказались не в фокусе социальных интересов. Пришло время особо обостренной критичности к произошедшим псевдоизменениям в государственных устройствах, нескончаемому мраку масскультуры, индивидуалистическому, интеллектуально-психологическому измельчанию личности [277, c. 69]. Абсолютизировалась мода на антиутопии и негативные утопии, где изображаемый образ жизни антифилософичен, аллергичен к культурным ценностям, наполнен драматическими эффектами действий, остропроблемными ситуациями. Общественное разочарование от неслучившегося благополучия в мире, но прогнозируемого в утопиях благоденствия, несостоявшегося воплощения идеала, а в реальности участившиеся разновидности кризисов, ужесточившиеся картины всеобщего социального насилия привели к стремлению беспощадно реагировать многочисленными изображениями квазиценностей, девальвации моральных принципов, коллапсом нравственности, абсурда пристрастий, личностных деградаций и хищнического мироосвоения.

Возвращаясь к идеям великого гуманиста, важно осмыслить, почему именно к термину «образ жизни» было обращено внимание. Думается, что воплощена прегнантная максима, трактовка его как особо синтезирующей сущности. Термин стал объектом пристального интереса и предметом разработки консолидирующей роли философского образа жизни в общественном бытии, наиболее контенсивно вбирающего в себя все характеристики жизнедеятельности человечества. При этом Т. Кампанелла акцентировал внимание не на стиле, а именно на образе жизни. Он определил его мировоззренческую составляющую, выход на материальную основу, коммуникативные системы, многоаспектность поведенческих актов. Озабоченность проблемами экономического, социального и нравственного прогресса при антигуманном общественном устройстве, государственном деспотизме, удушающей духовной атмосфере не могли не привести к протесту хотя бы в виде утопии.

Осуществленные им наработки позволяют утверждать достижение ранга концепта в иерархии ступеней философского познания. В нем пролиферат Возрождения обозначил системосоставляющие и, в свою очередь, системообъемлющую роль в отражении социальных процессов, формообразующие тенденции будущего развития культуры. Данной разработкой он практически предвосхитил его научную значимость, методологически создал основу для превращения в философское понятие. Как мыслитель высокого ранга он закономерно пришел к обозначению его философского статуса, поэтому изначально повел речь не просто об образе жизни, а о философском образе жизни. Как философ-самомыслитель (А. Шопенгауэр), по его мнению, создавал комплекс, наиболее полно воплощающий людские потребности в благополучии, здоровье, счастье, удовлетворенности в труде, познании, защищенности, плодотворной социализации и креативном самораскрытии. Им разработаны альфа и омега структуры образования и воспитания на благо открытий и взращивания талантов, выявлена инклюзивность задач педагогики. Непринятие Т. Кампанеллой эгоцентризма, стремление преодолеть набирающего силу индивидуализм абсолютизировали роль общественного в педагогическом процессе. Отрицание семьи, семейных ценностей и многоаспектности общения привело к нивелированию родительского воспитания детей и родительской педагогики. Но в его понимании сообщество должно целеустремленно организовывать учебный и воспитательный процессы как залог углубленного познания окружающего мира, смысложизненных задач будущими поколениями. Он предвосхитил социальное и научное осмысление высокой роли образования в его единстве с философизацией сознания, без чего невозможно социуму и личности идти к мудрости. В отличие от некоторых современных философов [304, р. 1], Т. Кампанелла считал: весь народ должен обладать философской рефлексией, философски мыслить, что обеспечит универсализацию сознания, гибкие поведенческие модели, многостороннее формирование духовных ценностей, вариативность познавательных форм, личностное самораскрытие. Происходит фокусирование на идее важнейшей роли уникальных познавательных способностей людей, особо бережном взращивании креатива. Основой явилась мысль Платона о том, что философствование – обязательное свойство сознательной жизни. Философы ХХ века разделяют философию на любительскую и профессиональную (И. Карпенко) [97, с. 68], «реальную» и «философию учений, понятий и схем» (М. Мамардашвили) [173, с. 54]. Т. Кампанелла не классифицировал ее, но в его теоретических построениях философия пронизывает все уровни образа жизни. Горько сознавать, что яркий представитель философской элиты Ренессанса в застенках тюрьмы был лишен постоянного общения, в том числе и профессионального. Но его мысль, несмотря ни на что, простиралась через исторические время и пространство, пронесла удивление великому чуду, которым является жизнь. Во имя ее торжества им задумана утопия, разработан важный философско-интеллектуальный цивилизм, фактически передан будущим поколениям «огонь бытия» [173, с. 84].

Но мы и в ХХІ веке не смогли вопреки его «солнечному» завещанию преодолеть самую главную из глобальных проблем – антропологическую. Превратили ее во вселенскую катастрофу, не сформировали человека прекрасного, способного не только совершенствовать устройство своего мира, но и самого себя. Как показывает время, потомки невнимательно читали текст «Города Солнца».

Необходимо признать, что жизненное крушение надежд, устремлений и тюремное заключение не лишили мужественного узника мобилизационных сил, живости мысли, вариабельности философских идей. Широта его натуры, выразившаяся в разносторонней одаренности, глубине интересов, силе характера, убежденности в действенности общественных идеалов, выводит его в число наиболее выдающихся людей мировой культуры. Говоря языком Л. Толстого, нам, к счастью, был явлен человек – знаменатель дроби, а не ее числитель.

 

Т. Кампанелла, пребывая в инквизиционной тюрьме, позиционировал нам лучшие черты философского образа жизни: нравственное всесовершенство, стойкость, верность своим идейным и мировоззренческим позициям, постоянную заботу о нуждах рода людского, высокую концентрацию креатива, позитивные ценностные приоритеты.

Интенсивная творческая деятельность в тюрьме для него стала смысложизненным состоянием и, безусловно, была средством спасения от возможной личностной деградации.

В его творчестве по обоснованию концепта «философский образ жизни» выявился специфический стиль мышления: движение от обратного – от тьмы Средневековья и инквизиции, от темноты тюремной камеры – к свету будущего города Солнца.

При этом нужно учесть: функционирование города – государства у соляриев – строится не на теологических, а общесоциологических закономерностях [255, с. 189], что важно при рассмотрении им роли властных структур в организации философского образа жизни.

 

 

Таким образом, методологические положения, продемонстрированные в ходе анализа философских позиций автора термина и концепта, показывают, что философский образ жизни воспринимается им как необходимое общечеловеческое состояние с различными уровнями регуляции отношений и личностной реализацией на основе общественной формы собственности. Предусматривает в нем объективность философской аргументации жизнедействия всех сфер социума, внимания к диалектическим изменениям социальных и природных процессов на основе учета и использования законов Универсума [44, с. 324].

 

продолжение следует...

Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография)

1.1. Понятие «Образ жизни». Философский образ жизни и его структура

1.2 Культуросозидающая сущность философского образа жизни (монография) Глава 1, 1.2.

1.3. Философ как системообразующий субъект философского образа жизни

1.4. Полифункциональная природа философского образа жизни

1.5. Ролевые характеристики философского образа жизни

Введение и заключение Гл.1 монографии Лысенковой В.В.

2 Культуросозидающая сущность философского образа жизни Глава 2 (монография)

2.1 Бытийный путь философа (Культуросозидающая сущность философского образа жизни Глава 2 (монография))

2.2. Философский и научный образ жизни

2.3. Философский образ жизни и поле социально-активного действия (монография)

2.4. Система философских и художественных координат образа жизни (монография)

 

- анекдот про философа в Древнем Риме вместо эпилога:

Древний Рим. Занятие в философской школе.
Преподаватель:
- Скажите мне, о отроки, ь
что должен сделать философ, если ему изменила жена? 
1-й ученик: - Полагаю, убить её к чёртовой матери.
- Нет.
2-й ученик: - Поубивать их обоих...
- Нет!
3-й ученик: - А, понял: заколоться самому!
- Нет!!.. Ну и болваны!
Помесь ослиного мозга и бычачьего бешенства!
Ученики: - А что, что же должен сделать философ?!
- Да что и всегда. Задуматься!

 

При желании обсудить вторую часть первой главы

монографии "Культуросозидающая сущность философского образа жизни"

можно в комментариях тут:

Comments:

 

Добавить комментарий

Будьте вежливы и ненавязчивы.
Будьте добры и будьте счастливы!


Защитный код
Обновить

bengal cat


Поделиться

Спасибо за поддержку!

Авторизация

Мы рады Вас видеть на нашем сайте

До новых встреч!




Может быть интересным:

Другие статьи, материалы...


Яндекс.Метрика
orjinal elektronik sigara joyetech evic vt joyetech dunyasi