Мир с философией и без (актуальная статья)
 

482 развлечения для ума

аматорский информационный портал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Мир с философией и без (актуальная статья)

Печать

...Преодоление абсолютизации мира вещей, приводящей к унижению человеческого достоинства невозможно без философизации общественной жизни...

культура, философия, общество, просвещение, научная статья
Обращение к данной теме вызвано обеспокоенностью всё большим расхождением путей философии и обыденными процессами жизни общества. Доминирующей становится идея достаточности обыденного знания для ориентации в реальной действительности. Беспокоит стремительно происходящая деградация культуры, всё увеличивающееся давление антикультуры, всё чётче проявляющаяся диктатура либертинажа, эротики, сексизма, порнографии. Они грозят качественными видоизменениями гуманистических принципов, отторжением философии от жизнедеятельности социума.

Начавшийся ХХІ век заявил о себе абсолютизацией негатива предшествующего, нивелированием его достоинств, низвержением идеалов добродетельности и добропорядочности. Хаотизация общественной жизни, вписываемая в позитивные векторы эпохи, разработка её методов (Джин Шарп, Стив Манн), замалчивание истинных проблем в социуме, «натягивание на них маскировочной сетки», способствовали мировоззренческой и этической глухоте, девальвации базисных ценностей. Это привело людей к утрате смысло-жизненных ориентиров, к невозможности адекватного восприятия окружающей действительности.
Человечество оказалось неспособным сочетать создание новых технологий с культурными регуляциями системы аутентичных ценностей и продуктивной морали. Не будучи наделённым инстинктом сдерживания агрессии по отношению к себе подобным, человек с маниакальным упорством перманентно ведёт разрушительные войны, уничтожает целые народы и государства, уникальные древние памятники культуры, деформируя общественное и индивидуальное сознание.
В данное время активно пропагандируемые установки на развитие человека к трансчеловеку и далее – к постчеловеку по своему содержанию направлены на дегенирирование человеческого естества, обеднение «архитипической матрицы», создание реальной угрозы самому существованию земной цивилизации. Неолиберализм дегармонизировал соотношение интересов различных стран и континентов, наполнил либертажным содержанием понятие «свободы», подверг игнорированию стремление человека к самосовершенствованию.
Пропагандируемая свобода привела к вседозволенности в мышлении, деятельности и отношениях, к потере этических ориентиров в литературе, искусстве, публицистике, способствовала политической, экономической, финансовой, эстетической анархии. Становится реальной возможность фатальной перспективы человеческой истории при господстве управляемого разрушительного хаоса, регрессии приоритетов образования, воспитания и личностной культуры, расширения пагубных намерений превозносить и утверждать нормой низменность человеческих чувств, брутальность поведения, обсценцию помыслов.
Провозглашённые в XVIII веке европейским Просвещением идеалы со временем испытали значительную деформацию [1, с. 57, 114–115; 2]. Будучи изначально социально ограниченными в своей сущности, они за длительный период функционирования ещё и целенаправленно подвергались разного рода корреляциям. Нередкие инсинуации также имели место и были направлены на выхолащивание ценностной шкалы просвещенческого движения и девальвацию его значимых компонентов. В результате провозглашаемые идеологами Просвещения «царство разума», свободомыслие, торжество философской революции обернулись в современный период дегуманизацией культуры, деструктивностью искусства, профанацией смыслов, умственной «обломовщиной», атрофированием понятий «совесть», «стыд», «ответственность», «честь», «порядочность», «альтруизм». Утрата человечеством высших параметров духовности привела к абсолютизации роли биологических и физиологических процессов. А внедрение в каноны общественной жизни устоев сексуальной революции и затем пришедшей ей на смену гомосексуальной – во многом изменили акценты социального климата, но при этом создали имитацию социального прогресса. Важно, чтобы преобразования в структуре Просвещения стали объектом внимания и предметом пристального изучения философией и конкретными науками. Актуальность подобного исследования предопределена деградацией системы общественных отношений, размерами антропологической катастрофы, примитивизацией систем общения, обнулением творческих инициатив, языковыми деформациями, провозглашением потребительства как основного способа самовыражения человечества. Сформировавшееся общество массового потребления обесценило гуманистическую направленность учений просветителей, выхолостило их передовые идеи, переориентировало многих на повышенное внимание к обсценным процессам.
Подобных перспектив «модернизации» своих целеполагающих установок просветители ХVIII века явно не могли предвидеть: распространение образования и информатизации при обесчеловечивании моральных регуляторов и правовых норм в стремительно убыстряющемся потоке перемен.
Эпохальный и интерэпохальный дух Просвещения требовал соответствия вызовам времени и выразительных динамичных реформ при сохранении «в тени» истинной адресации своей идеолого-мифологической составляющей, что в итоге обусловило арелевантность понятий в соотношении телесного и духовного, материального и социального, принятие аномалий за моральную норму, превознесение роли денежных маркеров. Их господство в этической и эстетической сферах способствовало узости восприятия жизненных проявлений, игнорированию значимой системы ценностей, принятию за образец лжеценностей, уравниванию добра и зла, потаканию человеческим порокам и слабостям, узости интересов. Наукой установлено: где разнообразнее палитра вкусов, эстетических размышлений, сопоставлений, оценок, где нет тотальной зависимости от власти денег, там больше вариаций в эстетическом и этическом креативе, существеннее плодотворный поиск.
В XXI веке «просвещение» приобрело все признаки безграничной пошлости в образе жизни, циничный характер социальных отношений, вседопустимость обсценности, ограниченность ответственности, низвержение красоты духа, что вершит своё разрушительное дело во всех общественных структурах [1, с. 132, 147]. При этом противостояние постмодернизму пока во многом бесплодно и атрибутивно не влияет на процессы удручающей реальности. Постоянное муссирование искусством  интереса к малозначимым деталям повседневности; сексуализация культуры, порнографизация и эротизация бытия приводят к господству симулякров, созданию лжепотребностей, отвлекающих от главного назначения человека, всевластию денежного мешка, инвалюции глубинной совести, выпадению сознания из реальности в вымышленные миры [3, с. 185–189]. Осознанию этих пагубных процессов в обществе способствует констатация реальных вызовов времени, выявление опасности неадекватных реакций на происходящее и духовное вырождение человека.
Важно осуществление системного анализа механизмов действия просвещения, переосмысление его культурной парадигмы при использовании синергетического подхода. Представляется, что одной из причин несостоятельности общемировоззренческой протестной целесообразности в препятствовании вседозволенности и безответственности свободы явилось «по умолчанию» существование ориентира: философия для философов. Веками длящееся отчуждение философии от философской культуротизации масс, философизации повседневности, распространения философской культуры привело к непрестижности философии, в том числе и у молодёжи, к самоотказу человека быть мерой всех вещей. Отсутствие философского резонанса, изъятие внешних ограничений для многих стала пропуском к одичанию и варварству.
Можно ли воспринимать как достойную высокого звания философа установку некоторых определять в сети Интернет плату за потребность прочесть уже напечатанную в издательстве монографию на интересующую философскую тему? Подобные факты только подтверждают меру удаления философии от выстраивания культурных приоритетов. И это в то время, когда необходимо раскрывать имитацию прогресса в современной западноевропейской культуре, сконцентрировав внимание на том, как человечество ведёт борьбу против самого себя, девальвируя роль семьи, внедряя ювенальную юстицию, идеи фашизма и неофашизма, агрессивную ненормативную лексику, безвекторные ценностные альтернативы, избавляя мир от «излишней» моральной рефлексии.
Разнообразные проявления буржуазности просвещения и его тупиковых перспектив в условиях современности конкретизируется через процесс увеличения внутренней и внешней зависимости личности от диктата общества, прогрессирующей затруднённости стать индивидуальностью (Ж. Бодрийяр). Необходимо уяснить опасность всё большей деградации идей Просвещения с XVIII века в последующие времена в концептуализации буржуазности, с её возрастающей подчинённости капиталу, теперь – мутокапитализму [1, с. 163–171].
Низшим уровнем не только обыденной языковой культуры (примитивность, вульгарная вседозволенность) выступает обсценная лексика современных искусства и литературы с их претензией на авангардность, что должно трактоваться как попрание идеалов гуманизма.
Языковая турбулентность, тяготеющая к обсценности, её расширению и полновластию – постмодернистская знаковость, нуждающаяся в замене. Но пока она не сдаёт свои позиции, всё больше отдаляя эпистемологический ракурс философской культуры от человека, концентрируя внимание на смыслах ради смыслов, а не на реалиях общественных ситуаций. Происходящая при этом деморализация и профанация смыслов способствуют прямолинейности и узости позиций в социальных пертурбациях, инерции мышления, неспособности к созиданию. Пагубна роль деятелей культуры – писателей, режиссёров, сценаристов, актёров, журналистов во всеобщем распространении обсценной лексики, которая вульгаризирует личность, опошляя идеалы, обеспечивает могущество лжеучителей и лжепророков. Виртуозность манипуляций общественным сознанием в результате приводит к отсутствию нравственных ориентиров и всеобщему культу поклонения мамоне. Увеличение роли денег как атрибута расширяющегося рынка всё в большей мере направляет человека на свободу от таких «призраков» как честность, порядочность, провоцируя беспредельность порнографии, проституции, гомосексуальности, всевластия бездуховности и морально-нравственного разложения. Деньги для многих превратились в цель жизни, гобсековскую ипостась, утратив своё качество быть средством. Их роль варьируется в обязательной внешней успешности, карьерном преуспевании, заявке и выходе на избыточное потребление.
Как известно, механизм внедрения подобных явлений в сферу общественного сознания разработан Д. Овертоном («окна Овертона»). Напомним, что выявленные им шесть стадий раскрывают технологию манипулирования для незаметного расширения как приемлимых для социума, но ранее строго табуированных явлений (содомия, каннибализм, гомосексуализм, эротизм, педофилия, инцест). Мы является свидетелями отработки подобных антифилософских практик прежде всего в западноевропейском общественном сознании, и это при необоснованных претензиях данной цивилизации на комплекс культурного превосходства. Преобладание сексуализации культуры привело к нивелированию и обесславливанию высших духовных ценностей, к смысловой пустоте жизненных процессов, низвержению интеллектуально-гуманистических доминант и необходимости современного осознания особой предназначенности человека.
Не случайно стало распространённым, особенно на Западе движение дауншифтинга, стремящееся противостоять опошлению высоких целей, оголтелому карьеризму, вульгаризации жизнесмыслов, интеллектуальной деградации, безмерному шопингованию. Представители движения пытаются вернуться к ощущению полноты жизни, её гармоничности, подлинному саморазвитию, адекватному взгляду на мир и роль человека в нём.
Преодоление абсолютизации мира вещей, приводящей к унижению человеческого достоинства невозможно без философизации общественной жизни, элиминации отстранённости и среди интеллигенции (особенно технической) от изучения социальных закономерностей [4; 5]. Иначе примитивизация трактовок антропологических проблем и дальше будет приводить к господству обыденных подходов в анализе глобальных катаклизмов. Непонимание их сложности связано с отчуждением от философского знания, отсутствием его системного изучения, начиная с детства. Поэтому важно углубление философского постижения мира не только в дошкольном, школьном и вузовском периодах, но и на всех последующих этапах жизненного пути. Осознание актуальности подобных преобразований в этой сфере присутствует в культуре некоторых стран [6; 7; 8]. Разработка программ обучения философии с детского возраста выявила сложность и масштабность проблемы, перспективу работы над ними на ближайшие десятилетия. В США и ряде стран Западной Европы  первичная философизация дала свои зримые плоды. Дети, обучающиеся по данным программам с младших групп детского сада, на стадии обучения в вузах в значительной мере выявляют опережающие темпы своего развития. Они превосходят своих сверстников, незнакомых с философским осмысливанием жизненных сложностей в коллективных формах общения, при изучении точных, естественно-научных и гуманитарных дисциплин.
Наши собственные попытки апробировать необходимость философизации в младшей школе обнаружили живой интерес детей к обсуждению жизненных перипетий, осмысливанию своей роли в них. А беседы со старшеклассниками выявили их крайнюю степень заинтересованности в подобном виде обучения, обозначили, что особо востребованным для них является анализ сложностей построения отношений с родителями. Формирование рефлексирующего самосознания у целых поколений юных и молодых поможет им в будущем противостоять диктатуре псевдоценностей: агрессивному бизнесу, жажде неимоверного богатства, желанию безудержной власти, успеху любыми средствами, всепоглощающей конкуренции, культу удовольствий, инвалюции добра, примитивному сексу. А также обеспечит внедрение в общественное сознание необходимости формирования неординарности натуры, преодоление безмерной политкорректности и безграничной толерантности как проявление кризиса мотивации.
Таким образом, на наш взгляд, философизация социума – необходимый процесс, призванный затормозить действие современной установки на приоритет эмоционального постижения действительности, приводящей молодёжь к легковерности мышления, его поверхностности и лености ума. Философизация – это ориентация на пожизненную приверженность мудрости, философским открытиям во имя формирования философской прозорливости, креативности жизненных позиций.


Перечень ссылок в тексте
1. Перепелица  О.Н.  Медиумы просвещения : обсценные отклонения : монография / О.Н. Перепелица. – Х. : ХНУ им. В. Н. Каразина, 2014. – 260 с.
2. Фуко М. Что такое просвещение?  [Электронный ресурс] / М. Фуко; [пер. с франц. Е.Никулина] // Вопросы методологии. – 1995. – № 1–2. – Режим доступа : http:// sbiblio.com/biblio/archive/fuko_chto/.
3. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах / Э. Гидденс. – СПб. : Питер, 2004. – 208 с.
4. Лысенкова В.В. Интеллект, философский образ жизни и процессы философизации /В.В. Лысенкова //Інтелект. Особистість. Цивілізація : темат. зб. наук.   пр. із соц.-філос. пробл. Вип. 8 / Голов. ред. О.О. Шубін. – Донецьк: Дон НУЕТ, 2010. – 510 с. – С. 259 – 269.
5. Лисенкова В.В.   Самореалізація    молодого    покоління   в     руслі філософізації суспільства у ХХІ столітті / В.В.Лисенкова // Актуальні питання культурології :   альманах   наукового   товариства «Афіна» кафедри культурології: у 2-х т. – Вип.8. – Рівне: РДГУ, 2009. – т.2. – С. 72 – 75.
6. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах : пособие по воспитанию детей в семье и школе / М.А. Андрианов. — Мн. : Соврем. шк., 2008. — 280 с.
7. Сурженко Л.А. Философия в сказках / Л.А.Сурженко. – Мн.:Букмастер, 2014. – 256 с.
8. Юлина Н.С. Философия для детей / Н.С.Юлина // ПостМетодика. Філософія в школі. – 1996. – №3 (13). – С. 20–23. 
  

Источник фото: гугл/картинки

Comments:

 

bengal cat


Поделиться

Спасибо за поддержку и помощь в распространении материалов!

Авторизация

Мы рады Вас видеть на нашем сайте

До новых встреч!

Может быть интересным:

Другие статьи, материалы...


Яндекс.Метрика
orjinal elektronik sigara joyetech evic vt joyetech dunyasi