Философия общего дела Н. Ф. Федорова, как зарождение философии Русского космизма.
 

482 развлечения для ума

аматорский информационный портал

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Титульная страница Интересные факты ( музеи и зоопарки мира, путешествия, прошлое, настоящее, будущее) Философия Философия общего дела Н. Ф. Федорова, как зарождение философии Русского космизма.

Философия общего дела Н. Ф. Федорова, как зарождение философии Русского космизма.

Печать

Философия общего дела Н. Ф. Федорова, зарождение философии Русского космизма, The philosophy of the common cause of NF Fedorov, as the emergence of Russian philosophy cosmism, философия, русский космизм, школа, человечество, смерть, идея

Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.
Николай Фёдорович Фёдоров

Философия общего дела Н. Ф. Федорова,

как зарождение философии Русского космизма.

Философия общего дела Н. Ф. Федорова, зарождение философии Русского космизма, The philosophy of the common cause of NF Fedorov, as the emergence of Russian philosophy cosmism, философия, русский космизм, школа, человечество, смерть, идея

В наши дни, когда нарастает все большее количество мировых проблем – глобальное потепление, перенаселенность городов, истощение мировых запасов ценных ресурсов и т. д., особенно актуальной является философия русского космизма, с её перспективой освоения космоса, обретения бессмертия и построения справедливого общества, основанного на добре, братстве и любви. Мы видим, что сейчас из-за нарастающих глобальных проблем, раз за разом происходят всплески агрессии, порождаются войны, эксплуатация, голод и нищета. Русский космизм дает как ответы на эти вопросы, так и примеры для практических действий. В данной статье рассмотрим философию русского космизма на примере ее родоначальника – Николая Федоровича Федорова. Этот величайший мыслитель всю свою жизнь выстроил как пример для современников, и как назидание для будущих поколений.

Действительно, Николай Федорович Федоров по праву считается основателем русского космизма со своей философией общего дела – идеей истинного объединения людей в большое братство для созидания и осознанного преобразования мира. Федоров, сам будучи философом, рассуждает о пороках философии как таковой – главным пороком философии для него является оторванность от практики. То есть смысл философии не в том, что бы просто поучать, как жить правильно, а как не правильно, а в том, чтобы собственными действиями и делами подкреплять все, о чем ты проповедуешь.
Николай Федорович всей своей жизнью доказал, что это не пустые слова.

Он был настоящим аскетом, усердно работал и полностью отдавался своей работе, к людям относился всегда с добротой и любовью, и большую часть своего жалования жертвовал страждущим. Это был необыкновенный человек, удивляющий своими колоссальными знаниями и очень скромным поведением даже таких мощнейших философов и аскетов своего времени – Владимира Соловьева и Льва Толстого. А Аким Волынский, уважаемый критик того времени, писал: «Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России».
С самого детства Федоров обладал чутким философским взглядом на мир, точно подмечая явления жизни и осмысливая их значение для души человека.
Он вспоминает о своем детстве:
Философия общего дела Н. Ф. Федорова, зарождение философии Русского космизма, The philosophy of the common cause of NF Fedorov, as the emergence of Russian philosophy cosmism, философия, русский космизм, школа, человечество, смерть, идея
Уже в детстве эти серьезнейшие проблемы волновали ум маленького философа.
Сама идея философии общего дела рождается в 1853 году, когда умер его дядя, который был губернским предводителем дворянства в Тамбове. Очевидно, на похоронах, потрясенный смертью близкого человека, Федоров вдруг что-то понял. Он бросает учебу и решает стать учителем – нести учение не проповедями, а делом.
В те времена были разные школы – специально-технические, классические светские и духовно-приходские. Федоров задается вопросом: «Можно ли соединить светские и духовные методы и идеи преподавания?». И поступает на службу учителем в одну из Липетских школ, в которой прослужит 14 лет. В то время в светских школах было довольно жесткое воспитание – преподаватели сурово наказывали учеников, за провинность били палками. Федоров восстает против этой концепции обучения, применение физических наказаний по его мнению лишь отбивают охоту к учебе. Он настаивает на том, что воспитывать учеников необходимо не под страхом наказания, а личным авторитетом и сердечным примером. Так у него рождается мысль о школе как храме, а учителе – как монахе.

И Федоров подтверждает свои слова личным примером, воплощая их в своей жизни. В школе он получает скромное жалование, но, несмотря на это, большей его частью делится с нуждающимися учениками. Был один примечательный случай – однажды у одного из его учеников умер отец. Но так как семья этого ученика была очень бедная, она не имела достаточного количества денег, чтобы похоронить его. Тогда Федоров продает свой вицмундир учителя и жертвует вырученные деньги на похороны. По закону подлости, как это часто бывает, на следующий день в школу заявилась проверка и ужаснулась внешнему виду учителя, который вел урок в изношенном тряпье – кроме школьного вицмундира у Федорова не было приличной одежды. Но история закончилась благополучно ­– за философа заступился директор школы, как за ответственного и высококвалифицированного учителя.

Уже в период службы учителем в школе зарождается философия общего дела. Федоров говорит о борьбе и победе человечества над пространством и временем. Высота его мысли действительно поражает. Победа над пространством для Федорова – расселение и обустройство человечества не только на планете Земля, а во всей Вселенной. Философ говорит о миссии человечества по населению и облагораживанию самых далеких и холодных уголков Вселенной. И эту мысль он сразу же осуществляет и на практике. Например, будучи преподавателем в школе, он учил своих учеников сообразно этой концепции – люди живут на свете не просто так, а с перспективой освоения ближнего, а затем и дальнего космоса. Он постоянно включал в образовательную программу астрологию – часто выходил по вечерам, в сумерки, со своими учениками с телескопом исследовать звездное небо. Федоров говорил:

Философия общего дела Н. Ф. Федорова, зарождение философии Русского космизма, The philosophy of the common cause of NF Fedorov, as the emergence of Russian philosophy cosmism, философия, русский космизм, школа, человечество, смерть, идея

Кстати, Федоров оказался прав, предполагая, что именно русские люди первыми покорят космос. До наших дней сохранилось его высказывание о величии русских, порождаемому ширью Русской земли:

Философия общего дела Н. Ф. Федорова, зарождение философии Русского космизма, The philosophy of the common cause of NF Fedorov, as the emergence of Russian philosophy cosmism, философия, русский космизм, школа, человечество, смерть, идея

Вторая концепция – концепция обретения власти человечества над временем, еще более масштабна, нежели победа над пространством. В евангелие написано: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». И еще Иисус Христос говорил: «Дела, которые я сотворил, и вы сотворите, и более сих сотворите». А какое самое большое чудо сотворил Иисус? Он воскрес. И, более того, он воскресил своего друга – Лазаря. Федоров принимает этот посыл, и превращает его в философскую концепцию. Русский космизм ставит наиважнейшей задачей преодоление смертности и воскрешения всех усопших людей. Да, на первый взгляд эта идея кажется безумием, но, если всерьез разобраться, на чем именно основана данная концепция, то становится понятно, что человечество не сможет стать до конца нравственным, покуда оно смертно.

Человечество в корне своем греховно – оно смертно. Человек не может до конца примириться с мыслью о том, что рано или поздно жизнь закончится и он умрет. Для Федорова именно здесь кроется причина всей человеческой жестокости, всех греховных преступлений, убийств, несправедливости, эксплуатации, жажды власти и насилия. Философ утверждал, что, конечно, непременно нужно строить справедливое социальное общество, основанное на принципах любви и братства. Но параллельно с этим необходимо и вести последовательную работу по увеличению срока жизни, а затем и по преодолению смерти как таковой. Николай Федорович считал, что пока человечество смертно, любой сколь угодно справедливый человеческий уклад будет взрываться изнутри, поскольку человечество в корне своем греховно. Просто по факту того, что оно смертно. История нам показывает, что, скорее всего, философ прав. Даже благоприятные исторические времена непременно заканчиваются войной и кровопролитием. Наверное, люди думают: «А почему бы и нет? Однова живем! Все равно умирать, а умирать, так с музыкой!».

Философия общего дела Н. Ф. Федорова, зарождение философии Русского космизма, The philosophy of the common cause of NF Fedorov, as the emergence of Russian philosophy cosmism, философия, русский космизм, школа, человечество, смерть, идея

В свою очередь, само преодоление смертности как таковой для живущего поколения людей еще не является победой человечества над смертью. Или, точнее будет сказать, является неполной победой над смертью. Потому что для полной победы над смертью люди, прекратившие умирать, по логике, должны еще вырвать у смерти всех живших, но уже умерших людей. То есть борьба со смертью – это дело воскрешения всех живущих на земле людей. Это очень дерзкая философская идея, с первого взгляда очень спорная и вызывающая множество вопросов. Я уже разбирал эту тему более подробно здесь – Знакомство с актуальными философскими идеями Русского космизма.

Таким образом, русский космизм учит нас вести себя в миру так, как завещал Бог. Относится к людям с любовью, теплотой и состраданием. Есть замечательное высказывание Федорова: «Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Так же русский космизм призывает нас быть разумными, не брать для себя благ больше чем необходимо. Усердно трудиться, быть ответственным работником и хорошим специалистом своего дела.

Есть в русском космизме такое понятие – энтропия. Оно обозначает вечный распад любой материи – органическое тело стареет и слабеет, вода портится, даже железо, один из прочнейших материалов – ржавеет. Все в нашей жизни подлежит распаду, энтропии, то есть смерти. Вот одна из задач человека во Вселенной – борьба с энтропией. В этом смысле все созданные человеком города, машины, техника, пароходы и ракеты является благом. Николай Федорович писал: «Истинная добродетель может заключаться только в управлении слепыми силами природы». Так человек становится творцом и выполняет предназначение Божье на земле – быть соработником Бога. Эту тему я разобрал подробнее по ссылке, приведенной выше – Знакомство с актуальными философскими идеями Русского космизма.

Философия общего дела Н. Ф. Федорова, зарождение философии Русского космизма, The philosophy of the common cause of NF Fedorov, as the emergence of Russian philosophy cosmism, философия, русский космизм, школа, человечество, смерть, идея

В музыкальном слайд-шоу и в оформлении статьи использованы картины и рисунки молодых русских художников-интуистов 1923—1928 гг. Объединение носило название "Амаравелла" (на санскрите Amaravella — Ростки бессмертия). Эта же группа художников  известна как «Космисты». На первой иллюстрации исспользована работа Сурикова В.И.  (1890) "Смеющаяся сибирячка".

Спасибо за внимание!

Истинная добродетель может заключаться только в управлении слепыми силами природы.
Николай Фёдорович Фёдоров

Comments:

 

bengal cat


Поделиться

Спасибо за поддержку и помощь в распространении материалов!

Авторизация

Мы рады Вас видеть на нашем сайте

До новых встреч!

Может быть интересным:

Другие статьи, материалы...


Яндекс.Метрика
orjinal elektronik sigara joyetech evic vt joyetech dunyasi